ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ДОО КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
12.10.2020
Аннотация. Целью статьи является определение подходов к проектированию образовательной среды дошкольной организации, реализующей практику информационной среды образования. В статье описан опыт проектирования информационно-образовательной среды сетевого взаимодействия участников образовательного процесса, на примере виртуальной учительской. Под информационно-образовательной средой понимается совокупность ресурсов, организационных структур и средств информационного взаимодействия участников образовательного процесса.
Ключевые слова: информационно-образовательная среда; сетевое взаимодействие; ИКТ-компетентность; виртуальная учительская.
На рубеже XX – XXI веков общественность и специалисты достаточно активно обсуждали возможность включения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения. Высказывались различные суждения, приводились аргументы «за» и «против». В современной реалии инклюзивное образование стало действительностью. Существенным фактором, способствующим развитию инклюзивного образования, стал факт ратификации Россией «Конвенции о Правах инвалидов» (2012) и принятие нового Закона об образовании (2012). Впервые в отечественной законодательной базе закреплен термин «инклюзивное образование», дано четкое его определение.
Эффективность включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс совместно с типично развивающимися сверстниками сопряжена с процессом создания условий, способствующих развитию потенциальных возможностей воспитанников с разными образовательными потребностями. Организация специальных условий приводит к системным изменениям в ДОО, затрагивая все компоненты образовательной среды. Поэтому проблема проектирования изменений в образовательной среде организации, реализующей инклюзивную практику, является актуальной.
В определении понятия «образовательная среда» нам близка позиция С.В. Тарасова, который характеризует образовательную среду как «совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности, ее мировосприятия» (Тарасов С.В., 2001, с. 24).
С.В. Тарасов предлагает выделять следующие компоненты (факторы) образовательной среды:
а) группа коммуникационно-организационных факторов: включающая особенности всех субъектов образовательной среды, коммуникационную сферу (стиль общения и преподавания, характер внутрисемейных отношений и т.д.); организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих групп педагогов, инициативных групп родителей и др.);
б) группа содержательно-методических факторов, включающая содержательную сферу (концепции обучения и воспитания, образовательные программы, учебно- методические пособия); формы, методы и технологии организации образования;
в) группа пространственно-семантических факторов, включающая архитектурно- эстетическую организацию жизненного пространства дошкольников, предметно- развивающую среду.
Предлагаем рассмотреть изменения, происходящие в компонентах образовательной среды дошкольной организации (организационно-коммуникационных и содержательно-методических), по отношению ко всем субъектам образовательных отношений (педагогам, родителям, детям), на разных этапах реализации инклюзивного образования.
Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого–педагогических целей воспитания, обучения.
Информатизация дошкольного образования это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Это и создание единого информационного образовательного пространства ДОУ; использование информационных технологий в воспитательно–образовательном процессе; проектная деятельность; активное использование сети Интернет в образовании.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно–образовательного процесса. Главной задачей информатизации образовательной организации является создание информационно–образовательной среды, рассматривающейся как одно из условий достижения нового качества образования. [2]
Образовательная среда – это совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности. Информационная среда – это мир информации вокруг человека, мир его информационной деятельности. [3]
Информационно–образовательная среда ДОУ (ИОС) – открытая педагогическая система, направленная на формирование творческой, интеллектуальной и социально–развитой личности, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно–коммуникационных средств и педагогических технологий.
В основе создания ИОС дошкольного образования лежит организация использования информационно–коммуникационных технологий (ИКТ). Именно эффективное использование ИКТ открывает новые возможности и перспективы развития системы образования в целом. Использование ИКТ в системе образования изменяет дидактические средства, методы и формы развития и воспитания, влияет на педагогические технологии, тем самым преобразуя традиционную образовательную среду в качественно новую — информационно–образовательную среду.
ИОС ДОУ включает:
- комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы;
- совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное ИКТ–оборудование, коммуникационные каналы;
- систему современных педагогических технологий, обеспечивающих развитие и воспитание дошкольников в современной информационно–образовательной среде.
ИОС ДОУ обеспечивает:
- информационно–методическую поддержку образовательной деятельности;
- планирование образовательной деятельности и ее ресурсного обеспечения;
- мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательной деятельности;
- мониторинг здоровья воспитанников; современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
- дистанционное взаимодействие всех участников образовательной деятельности (педагогических работников, родителей воспитанников (законных представителей), органов управления в сфере образования, (общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;
- дистанционное взаимодействие образовательной организации с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности. [3]
Целями ИОС ДОУ является:
- создание единого информационного пространства для качественного улучшения работы педагогического состава;
- использование ИКТ для повышения эффективности и компетентности педагогов ДОУ в ходе воспитательно–образовательного процесса;
- переход к безбумажному документообороту;
- обеспечение родителям (законным представителям) детей доступа к сайту и другим информационным ресурсам ДОУ в Интернет.
Назначение и задачи ИОС ДОУ:
- создание ИОС ДОУ направлено на улучшение организации управления и деятельности дошкольного учреждения и взаимодействия участников воспитательно–образовательного процесса;
- создание условий качественной подготовки методических, педагогических, дидактических материалов;
- обеспечения доступа участников образовательного процесса к информационным ресурсам;
- обеспечения возможностей участия в педагогических проектах, выставках, конкурсах.
В управлении ДОУ ИОС направлена на решение следующих задач:
- планирование деятельности дошкольного учреждения и его структурных подразделений;
- систематизация ознакомления с новыми нормативно–правовыми документами дошкольного образования;
- автоматизация формирования и учета контингента воспитанников;
- автоматизация обработки персональных данных воспитанников и сотрудников дошкольного учреждения;
- планирование воспитательно–образовательного процесса;
- автоматизация процессов информационно–методического обеспечения воспитательно–образовательного процесса;
организация электронного документооборота;
- осуществление мониторинга и контроля качества результатов дошкольного образования;
- анализ деятельности ДОУ;
- обеспечение информационного обмена и документооборота с другими дошкольными учреждениями и вышестоящими органами управления образованием района и города.
В сфере взаимодействия участников воспитательно–образовательного процесса средствами ИОС дошкольного учреждения решаются следующие задачи:
- обеспечение информационного взаимодействия всех участников воспитательно–образовательного процесса;
- интеграция информационных потоков, характерных для основных видов деятельности дошкольного учреждения;
- обеспечение взаимодействия между родителями (законными представителями) детей и педагогическим персоналом дошкольного учреждения;
- создание условий дальнейшего развития информационного пространства дошкольного учреждения. [4]
ИКТ в нашем дошкольном учреждении мы используем в работе с детьми, педагогическим коллективом и родителями воспитанников. Данные технологии позволили нам увеличить поток информации по содержанию образовательной деятельности и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете.
Поэтому мы стараемся повысить компьютерную грамотность наших педагогов, чтобы они умели работать с ресурсами компьютерной сети Интернет для того, чтобы использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения образовательной деятельности с детьми на качественно новом уровне. В этих целях организован и функционирует клуб «Флэшка», задача которого состоит в том, чтобы научить педагогов работать с компьютером, с Интернетом, образовательными ресурсами.
Педагоги нашего дошкольного учреждения широко используют мультимедийное сопровождение образовательного процесса, которое позволяет интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулировать непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.
В ДОУ постоянно пополняется медиатека наглядных, демонстрационных электронных материалов к образовательной деятельности с детьми.
В методической работе с педагогическими кадрами мы используем ИКТ на педагогических советах, семинарах, консультациях и других формах работы в виде мультимедийных презентаций. У некоторых педагогов имеются собственные интернет – сайты, у большинства электронные адреса.
ИКТ мы активно используем и в работе с родителями. Они позволяют нам не только разнообразить и расширить воспитательные возможности традиционных форм работы, но и привлечь большее количество родителей к участию в воспитательно–образовательном процессе.
Компьютерные презентации так же используются при проведении родительских собраний.
Благодаря презентациям педагоги получают возможность представить не только основные теоретические сведения, но и аналитический материал (графики, диаграммы, результаты анкетирования), а также продемонстрировать слайд-шоу о проведённых мероприятиях в группе и детском саду. Полученная таким образом информация, лучше усваивается и сохранится в памяти.
Дошкольное учреждение имеет общедоступный сайт (dsad86.ru). На сайте представлены нормативные документы, которыми руководствуется ДОУ в своей работе, информация по дополнительным услугам, которые оказываются в нашем детском саду и другая полезная информация. Таким образом, родители всегда могут быть в курсе всех происходящих в детском саду событий.
Таким образом, обеспечение качественного образования детей с разными образовательными возможностями требует от администрации и педагогического коллектива планомерной работы по проектированию и реализации изменений в образовательной среде с учетом этапов развития инклюзивной практики.
Литература
- Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений 2011./ Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой – М.
- Прочухаева М.М., Самсонова Е.В. 2010. Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. – М.
- Рудь Н.Н. 2011. Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения. Методическое пособие. – М.
- Тарасов С.В. 2001. Теоретико-методологические основы становления мировосприятия школьников в условиях современной социокультурной среды: Дис. д-ра пед. наук. СПб.
- Тарасов С.В. 2001. Школьник в современной образовательной среде: Монография. – СПб.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.10.2020
Дата обновления: 12.10.2020
Дата публикации: 12.10.2020