СОДЕРЖАНИЕ
№
Содержание
Основные положения
Основные понятия
Цели, задачи, принципы
Система физкультурно - оздоровительной работы:
Оздоровительная физическая культура
Требования к организации и проведению
Режим двигательной активности
Уровни двигательной активности
Закаливающие (оздоровительные), профилактические мероприятия /базовые/
Требования к организации и проведению
Графики проведения в летний период
Инструкции по проведению /базовые закаливающие (оздоровительные), профилактические мероприятия/:
Воздушные ванны
Полоскание горла
Хождение босиком
Мытье, обливание стоп
Обширное умывание
Солнечные ванны
Сон без маек
Длительное пребывание на свежем воздухе
Физические упражнения на свежем воздухе
Бодрящая гимнастика
Гимнастика для глаз
Здоровьесберегающие технологии
Страница
2
СНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
астоящий План физкультурно-оздоровительной работы является локальным нормативным актом Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение – детский сад № 348 (далее – МБДОУ – детский сад № 348, далее – Образовательная организация).
лан физкультурно-оздоровительной работы разработан:
а основании и во исполнение нормативных правовых актов РФ:
ФЗ РФ «Об образовании в РФ»
ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»
ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»
СанПин 2.4.3648-20
СанПин 1.2.3685-21
уководствуясь:
Рекомендациями ВОЗ
Учебным пособием «Методика и организация физкультурно-оздоровительной работы» (Л.А. Боярская)
Учебным пособием «Гигиенические требования к организации физического воспитания детей и подростков» (И.Г. Погорелова, Л.И. Макарова)
Пособием для медицинских работников и воспитателей «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных
образовательных учреждениях» (М.Н. Кузнецова)
Программой оздоровления детей в ДОУ «Здоровый малыш» (З.И. Береснева)
Пособием «Энциклопедия физической культуры ребенка. Двигательная активность» (А. Щербак)
соответствие с МР по разработке локальных нормативных актов Образовательной организации и учитывает требования ГОСТ Р 7.0.97-2016
к оформлению
целях определения комплекса мероприятий по охране и укреплению здоровья обучающихся (воспитанников), профилактике заболеваний
лан физкультурно – оздоровительной работы устанавливает общие требования к проведению:
Оздоровительной физической культуры
Закаливающих (оздоровительных), профилактических мероприятий (базовых, дополнительных)
Здоровьесберегающих технологий
ребования предназначены для применения:
Медицинскими работниками
Педагогическими работниками
3
Учебно – вспомогательным персоналом (младшим(и) воспитателем(ями))
лан физкультурно – оздоровительной работы разрабатывается и принимается в порядке, установленном в Уставе МБДОУ – детский сад № 348:
Разрабатывается инструктором по физической культуре совместно с врачом-педиатром, медицинской сестрой (при наличии)
Принимается без учета мнения Совета родителей
Согласовывается врачом, медицинской сестрой (при наличии) и(или) на Педагогическом совете
Утверждается руководителем (директором, заведующим) образовательной организации
лан физкультурно-оздоровительной работы имеет следующую структуру:
Титульный лист, содержание, текстовая часть
Плану физкультурно-оздоровительной работы прилагаются:
Приказ об утверждении
Лист ознакомления
риложением к Плану физкультурно-оздоровительной работы является(ются) локальный(ые) нормативный(ые) акт(ы):
План физкультурно-оздоровительной работы (практическая часть)
Журнал учета проведения закаливающих (оздоровительных), профилактических мероприятий
несение изменений в действующий План физкультурно-оздоровительной работы осуществляется инструктором по физической культуре совместно
с медицинским работником (врачом-педиатром, медицинской сестрой (при наличии)). Изменения могут состоять в изъятии, дополнении или
переоформлении отдельных пунктов.
снованием для пересмотра Плана физкультурно-оздоровительной работы служат:
Установленные сроки планового пересмотра (не реже 1 раза в 5 лет)
Результаты проверок
Изменения нормативных правовых требований
Рекомендации
рок действия: со дня утверждения
рок хранения: 5 лет
рок реализации: ежегодно с внесением сведений в практическую часть
лан физкультурно-оздоровительной работы не является информационно-доступными локальным нормативным актом, размещается на
официальном сайте Образовательной организации по решению руководителя (директора, заведующего) образовательной организации.
4
ПРЕДЕЛЕНИЯ
настоящем Плане физкультурно-оздоровительной работы использованы следующие термины, понимание которых приведено ниже:
Здоровье – комплексное и вместе с тем целостное, многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала
в условиях конкретной социальной и экономической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные
функции.
Здоровый образ жизни - способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека,
конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и полноценное выполнение человеком его социальнобиологических функций.
Культура здоровья – это часть общей культуры человека, направленная на сохранение и укрепление своего здоровья.
Оздоровительная физическая культура (как род деятельности) – это организованная двигательная активность, направленная на достижение максимально
возможного оздоровительного эффекта с использованием физических упражнений.
Двигательный режим (двигательная активность) – суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени.
Закаливающие (оздоровительные) мероприятия - процедуры или тренировки, направленные на повышение адаптационных резервов организма к
воздействию внешней среды, способствующие укреплению иммунитета и укреплению духа.
Профилактические мероприятия - комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение
факторов риска.
Здоровьесберегающие технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не
наносящего ущерба здоровью его участников.
3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ
Цель физической культуры - развитие физических, эстетических и духовно-нравственных качеств личности; организация общественно-полезной
деятельности, здорового досуга, профилактика заболеваний, рекреацию с использованием двигательной активности.
Цель физического воспитания: целенаправленное формирование осознанной, основанной на глубоких знаниях и убеждениях мотивации здорового
образа жизни, устойчивой привычки постоянно заботиться о своем здоровье; привитие навыков организации режима повседневной физической активности.
5
Задачи1:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся (воспитанников), в том числе их эмоционального благополучия.
2. Формирование общей культуры личности обучающихся (воспитанников).
3. Приобщение обучающихся (воспитанников) к здоровому образу жизни и активному отдыху.
4. Формирование у обучающихся (воспитанников) представлений о здоровье, способах его сохранения и укрепления, правилах безопасного поведения
в разных видах двигательной деятельности.
5. Воспитание у обучающихся (воспитанников) бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Физиолого-гигиенические принципы организации физического воспитания:
1. Обеспечение оптимального двигательного режима.
2. Систематическое проведение физкультурных занятий, закаливающих (оздоровительных), профилактических мероприятий.
3. Комплексное применение здоровьесберегающих технологий.
4. Оптимальные гигиенические условия для проведения физического воспитания.
4. СИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Система физкультурно-оздоровительной работы включает:
1. Оздоровительную физическую культуру
2. Закаливающие (оздоровительные), профилактические мероприятия:
Базовые
Дополнительные
3. Здоровьесберегающие технологии
4.1. ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Оздоровительная физическая культура включает:
1. Гигиеническую физическую культуру
2. Оздоровительно-рекреативную физическую культуру
Оздоровительная физическая культура проводится во всех возрастных группах в течение учебного года/основного периода (01.09 – 31.05) и летнего периода
(01.06-31.05) в помещении и на открытом воздухе, при соблюдении режима двигательной активности в целях профилактики гипокинезии (дефицита
движений) и гиперкинезии (чрезмерной двигательной активности).
1
ФГОС ДО
6
Гигиеническая физическая культура
Основная
функция
Составляющие
Оперативная оптимизация текущего функционального состояния
организма в рамках повседневного быта и расширенного отдыха
Физическая активность в процессе физического воспитания:
утренняя гимнастика
физкультурные занятия
физические упражнения в режиме дня, не связанные со
значительными нагрузками:
физкультурные минутки
динамические паузы
двигательные разрядки
подвижные игры
спортивные игры
бодрящая гимнастика после дневного сна
занятия в плавательном бассейне
Оздоровительная физическая культура
Отдых, восстановление сил
Основные средства двигательной рекреации:
активный отдых:
физкультурные досуги
физкультурные праздники
дни здоровья
туристические (пешие) прогулки, экскурсии
культурно-досуговая деятельность:
музыкальные досуги
музыкальные праздники
7
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Учебный год/основной период (01.09 – 31.05)
Место проведения: в помещении
Наименование
Возраст
Возрастные группы
Младенческого
возраста
0 – 1г
Раннего
возраста
1 – 3г
Младшего
возраста
3 – 4г
Среднего
возраста
4 – 5л
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Утренняя
С 1,5
гимнастика
лет
Физкультурные С 1,5
занятия
лет
Подвижные
С 1,5
игры
лет
Спортивные
С 5 лет
игры
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕКРЕАТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
АКТИВНЫЙ ОТДЫХ:
Физкультурный С 3 лет
досуг
Физкультурный С 5 лет
праздник
День здоровья
С 3 лет
Туристические
(пешие)
прогулки,
экскурсии
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Музыкальный
С 3 лет
досуг
Музыкальный
С 2 лет
праздник
Старшего
возраста
5 – 6л
Подг. к
школе
возраста
6 – 7/8л
Кратность
проведения
Время
проведения
режиме дня
Ежедневно
1 раз в день
2/3 раза в
неделю
2/3 раза в
неделю
Утром,
до
завтрака
По расписанию
0-1р/мес.
2р/год
Условия
в
Во
время
физкультурного
занятия
Ответственные
проведение
за
Воспитатели
Инструктор
по
физической культуре
Инструктор
по
физической культуре,
воспитатели
Инструктор
по
физической культуре,
воспитатели
1р/квартал
0-1р/мес.
4р/год
(1р/сезон)
Музыкальный
руководитель,
воспитатели
8
Учебный год/основной период (01.09 – 31.05)
Место проведения: на открытом воздухе
Наименование
Возраст
Возрастные группы
Младенческого
возраста
0 – 1г
Раннего
возраста
1 – 3г
Младшего
возраста
3 – 4г
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Утренняя
гимнастика
Физкультурные С 5 лет
занятия
Подвижные
игры
Спортивные
игры
Среднего
возраста
4 – 5л
Старшего
возраста
– 6л
Подг. к
школе
возраста
6 – 7/8л
Кратность
проведения
Время
проведения
режиме дня
1 раз
неделю
По расписанию
в
С 1,5 лет
Ежедневно
С 5 лет
Ежедневно
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕКРЕАТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
АКТИВНЫЙ ОТДЫХ:
Физкультурный
досуг
Физкультурный
праздник
День здоровья
С 5 лет
Туристические С 5 лет
(пешие)
прогулки,
экскурсии
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Музыкальный
досуг
Музыкальный
праздник
Условия
Ответственные
за проведение
При
благоприятных
погодных
условиях
и
наличии
условий
Инструктор по
физической
культуре
Инструктор по
физической
культуре,
воспитатели
в
Во
время
физкультурного
занятия,
утренней,
вечерней
прогулки
Инструктор по
физической
культуре,
воспитатели
1 раз в
квартал
В
день
здоровья
При
благоприятных
погодных
условиях
и
наличии
условий
9
Летний период (01.06 – 31.08)
Место проведения: в помещении
Наименование
Возраст
Возрастные группы
Младенческого
возраста
0 – 1г
Раннего
возраста
1 – 3г
Младшего
возраста
3 – 4г
Среднего
возраста
4 – 5л
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Утренняя
С 1,5
гимнастика
лет
Физкультурные С 1,5
занятия
лет
Подвижные
С 1,5
игры
лет
Спортивные
С 5 лет
игры
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕКРЕАТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
АКТИВНЫЙ ОТДЫХ:
Физкультурный С 3 лет
досуг
Физкультурный С 5 лет
праздник
День здоровья
С 3 лет
Туристические
(пешие)
прогулки,
экскурсии
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Музыкальный
С 3 лет
досуг
Музыкальный
С 2 лет
праздник
Старшего
возраста
5 – 6л
Подг. к
школе
возраста
6 – 7/8л
Кратность
проведения
Время
проведения
режиме дня
Ежедневно
1 раз в день
2/3 раза в
неделю
Утром,
до
завтрака
По расписанию
Ежедневно
Во
время
физкультурного
занятия
Ежедневно
0-1р/мес.
2р/год
Условия
Ответственные
за проведение
При
неблагоприятных
погодных
условиях
Воспитатели
При
неблагоприятных
погодных
условиях
Инструктор по
физической
культуре,
воспитатели
При
неблагоприятных
погодных
условиях
Музыкальный
руководитель,
воспитатели
в
Инструктор по
физической
культуре
Инструктор по
физической
культуре,
воспитатели
1р/квартал
0-1р/мес.
4р/год
(1р/сезон)
10
Летний период (01.06 – 31.08)
Место проведения: на открытом воздухе
Наименование
Возраст
Возрастные группы
Кратность
проведения
Время
проведения
режиме дня
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Утренняя
С 3 лет
гимнастика
Ежедневно
1 раз в день
В соответствие
с режимом дня
Физкультурные
занятия
С 3 лет
2/3 раза в
неделю
По расписанию
Подвижные
игры
Спортивные
игры
С 1,5
лет
С 5 лет
Ежедневно
Во
время
физкультурного
занятия,
утренней,
вечерней
прогулки
Младенческого
возраста
0 – 1г
Раннего
возраста
1 – 3г
Младшего
возраста
3 – 4г
Среднего
возраста
4 – 5л
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕКРЕАТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
АКТИВНЫЙ ОТДЫХ:
Физкультурный С 3 лет
досуг
Физкультурный С 5 лет
праздник
День здоровья
С 3 лет
Туристические С 5 лет
(пешие)
прогулки,
экскурсии
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Музыкальный
С 3 лет
досуг
Музыкальный
С 2 лет
праздник
Старшего
возраста
5 – 6л
Подг. к
школе
возраста
6 – 7/8л
Ежедневно
0-1р/мес.
2р/год
1 раз в
квартал
В
день
здоровья
0-1р/мес.
4р/год
(1р/сезон)
Условия
Ответственные
за проведение
При температуре
воздуха на улице
не ниже +20С и
наличии
условий
При
благоприятных
погодных
условиях
и
наличии
условий
Инструктор
физической
культуре
по
Инструктор
физической
культуре
Инструктор
физической
культуре,
воспитатели
по
При
благоприятных
погодных
условиях
и
наличии
условий
Инструктор по
физической
культуре,
воспитатели
При
благоприятных
погодных
условиях
и
Музыкальный
руководитель,
воспитатели
групп
в
по
11
наличии
условий
РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Суммарный объем двигательной активности – не менее 1ч в день для всех возрастных групп
СанПин 1.2.3685-21 (таблица 6.7)
1ч в день – занятия физической активной деятельностью средней или высокой интенсивности
Рекомендации ВОЗ
Режим двигательной активности в течение дня организуется с учетом возрастных особенностей и состояния
здоровья
СанПин 2.4.3648-20 (п.2.10.3)
Двигательная активность = сумма движений:
Физическая активность
в процессе физического воспитания
Физическая активность в процессе физического
воспитания:
утренняя гимнастика
физкультурные занятия
активный отдых (физкультурный досуг,
физкультурный
праздник,
спортивные
соревнования, день здоровья, туристические
(пешие) прогулки, экскурсии)
культурно-досуговая
деятельность
(музыкальный
досуг,
музыкальный
праздник)
занятия в плавательном бассейне
ВЫСОКАЯ ИНТЕНСИВНОСТЬ
Физическая активность,
осуществляемая во время обучения, общественнополезной и трудовой деятельности
физ. минутки
динамические паузы
двигательные разрядки
подвижные игры на прогулке
бодрящая гимнастика после дневного сна
СРЕДНЯЯ ИНТЕНСИВНОСТЬ
Нормируемая часть – 70%
(не менее 40 мин. в день)
В СУММЕ - НЕ МЕНЕЕ 1Ч В ДЕНЬ
Спонтанная (самостоятельная)
физическая активность
в свободное время
самостоятельные подвижные игры
на прогулке
СРЕДНЕ – НИЗКАЯ ИНТЕНСИВНОСТЬ
Ненормируемая часть – 30%
(не менее 20 мин. в день)
Количественное измерение двигательной активности осуществляется по длительности динамических компонентов и отдельных видов деятельности.
12
ОПТИМАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
младенческого
возраста
(0-1 год)
Ежедневно – первая половина дня
Утренняя гимнастика
Физ. минутка
перерыв во время занятия
Динамическая пауза
перерыв между занятиями
Двигательная разрядка перерыв между видами
деятельности
Подвижные игры на
организованные
прогулке
самостоятельные
Спортивные игры на
организованные
прогулке
Суммарный объем двигательной активности
в первую половину дня:
Ежедневно – вторая половина дня
Бодрящая гимнастика
после дневного сна
Подвижные игры на
организованные
прогулке
самостоятельные
Суммарный объем двигательной активности
во вторую половину дня:
Периодически
Физкультурное занятие
раннего
возраста
(1-3 года)
младшего
возраста
(3-4 года)
Возрастные группы
среднего
возраста
(4-5 лет)
10мин.
3мин.
10мин.
7мин.
10мин.
3мин.
10мин.
7мин.
10мин.
3мин.
10мин.
7мин.
10мин.
3мин.
10мин.
7мин.
10мин.
20мин.
10мин.
20мин.
10мин.
20мин.
10мин.
20мин.
20мин.
10мин.
20мин.
20мин.
Не менее
10мин.
Не менее
60мин.
Не менее
60мин.
Не менее
60мин.
Не менее
1ч 20мин.
Не менее
1ч 20мин.
10мин.
10мин.
10мин.
20мин.
Не менее
40мин.
10мин.
10мин.
20мин.
Не менее
40мин.
10мин.
10мин.
20мин.
Не менее
40мин.
10мин.
10мин.
20мин.
Не менее
40мин.
10мин.
10мин.
20мин.
Не менее
40мин.
10мин.
2раза/нед.
15мин.
2раза/нед.
20-25 мин.
1-2раза/мес.
20мин.
2раза/нед.
1 раз/нед.
20-25 мин.
1-2раза/мес.
1раз/квартал
1раз/квартал
20-25 мин.
1раз/мес.
30-40мин.
20-25 мин.
1раз/мес.
30-40мин.
25мин.
раза/нед.
1 раз/нед.
30-40 мин.
1-2раза/мес.
1-1,5ч
2раза/год
1раз/квартал
Не более 1,5-2ч
В День здоровья
30-40 мин.
1раз/мес.
1-1,5ч
30мин.
раза/нед.
1 раз/нед.
40-45 мин.
1-2раза/мес.
1-1,5ч
2раза/год
1раз/квартал
Не более 2-2,5ч
В День здоровья
40-45 мин.
1раз/мес.
1-1,5ч
10мин.
Не менее
10мин.
Физкультурный праздник
День здоровья
Туристические (пешие)
прогулки, экскурсии
Музыкальный досуг
Музыкальный праздник
подг. к школе возраста
(6-7/8 лет)
10мин.
3мин.
10мин.
7мин.
Занятие в плавательном бассейне
Активный отдых
Физкультурный досуг
Культурно-досуговая
деятельность
старшего
возраста
лет)
20-30мин.
13
1раз/квартал
1раз/квартал
1раз/квартал
1раз/квартал
1-2раз/квартал
УРОВНИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Подвижность
Высокий
уровень
(интенсивная
ДА)
Высокая
Средний
Средняя
уровень
(умеренная ДА)
Низкий уровень Низкая
(низкая ДА)
Физическая
подготовленность
Высокие
показатели
Средние
показатели
Низкие
показатели
Характеристика
Двигательный тип
Достаточно богатый двигательный опыт, «Взрывной тип»
позволяющий
обогащать
свою У
ребенка
повышенная
психомоторная
самостоятельную деятельность
возбудимость, гиперактивность
ребенок
предпочитает
быстрое,
непродолжительное по времени движение
Характерно разнообразие самостоятельной «Циклический тип»
двигательной деятельности
Ребенок имеет склонность к длительным,
монотонным движениям
Отставание показателей развития основных «Пластический тип»
видов движений и физических качеств от Ребенок
предпочитает
мягкие,
плавные
возрастных нормативов
движения
общая пассивность
14
4.2. ЗАКАЛИВАЮЩИЕ (ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ), ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Наименование закаливающих (оздоровительных),
профилактических мероприятий
БАЗОВЫЕ:
Закаливание воздухом
(аэротерапия)
Закаливание водой
(акватерапия)
Закаливание солнцем
(гелиотерапия)
Профилактические
мероприятия
воздушные ванны
сон без маек с доступом свежего воздуха
длительное пребывание на свежем воздухе
физические упражнения на свежем воздухе
мытье, обливание стоп
обширное умывание
солнечные ванны
В помещении
На открытом воздухе
только в летний период
только в летний период
только в летний период
только в летний период
только в летний период
только в летний период
профилактика плоскостопия (хождение босиком по массажным
дорожкам)
профилактика нарушений осанки
бодрящая гимнастики после дневного сна
профилактика зрительных нарушений (гимнастика для глаз)
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ:
кислородный коктейль, соляная пещера
Закаливающие (оздоровительные), профилактические мероприятия (базовые) проводятся во всех возрастных группах с учетом состояния здоровья
обучающихся (воспитанников) в течение учебного года/основного периода (01.09 – 31.05) и летнего периода (01.06-31.05) в помещении и на открытом
воздухе.
Назначение мероприятий по закаливанию организуется с согласия родителей (законных представителей) обучающихся (воспитанников).
15
РЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАКАЛИВАЮЩИХ (ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ), ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ
МЕРОПРИЯТИЙ
Учебный год/основной период (01.09 – 31.05)
Место проведения: в помещении
Наименование
Кратность
проведения
Время проведения в
режиме дня
Условия
Ответственные
за проведение
с 1,5
лет
Ежедневно
1 раз в день
После дневного сна,
во время и после
проведения
бодрящей
гимнастики
При
температуре
воздуха в
помещении не
ниже +19С
Воспитатели
групп,
помощники
воспитателя
С 1,5
лет
Ежедневно
1 раз в день
До или после
дневного сна и
проведения
бодрящей
гимнастики
При
температуре
пола не ниже
+18С
Воспитатели
групп,
помощники
воспитателя
С 1,5
лет
Ежедневно
В течение дня
Бодрящая
гимнастики
после
дневного сна
С 1,5
лет
Ежедневно
1 раз в день
После дневного сна
Профилактика
зрительных
нарушений
С 1,5
лет
Ежедневно
В течение дня
БАЗОВЫЕ
Воздушные
ванны
Сон без маек
с доступом
свежего
воздуха
Мытье,
обливание
стоп
Обширное
умывание
Профилактика
плоскостопия
(хождение
босиком по
массажным
дорожкам)
Профилактика
нарушений
осанки
Возраст
Возрастные группы
Младенческого Раннего
возраста
возраста
0 – 1 год
1–3
года
Младшего
возраста
3 – 4 года
Среднего
возраста
4 – 5 лет
Старшего
возраста
5 – 6 лет
Подг. к
школе
возраста
6 – 7/8 лет
При
температуре
воздуха в
помещении не
ниже +19С
Воспитатели
групп,
помощники
воспитателя
Воспитатели
групп
Воспитатели
групп,
16
(гимнастика
для глаз)
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
Кислородный
С 1,5
коктейль
лет
помощники
воспитателя
1 раз в
месяц (10
коктейлей)
2 раза в год
После завтрака
Воспитатели
групп
После завтрака
Педагогпсихолог,
воспитатели
групп
Кратность
проведения
Время проведения в
режиме дня
Условия
Ответственные
за проведение
С 1,5
лет
Ежедневно
1 раз в день
С 1,5
лет
Ежедневно
1 раз в день
Мытье,
обливание
стоп
С 1,5
лет
1 раз в день
После утренней
прогулки, до обеда
Обширное
умывание
С 4 лет
1 раз в день
После утренней
прогулки, до обеда
При
температуре
воздуха в
помещении не
ниже +19С
При
температуре
воздуха в
помещении не
ниже +19С,
наружного - не
ниже +20С
При
температуре
воздуха на
улице не ниже
+20С и(или) в
случае
загрязнения
При
температуре
воздуха на
улице не ниже
+20С и(или) в
Воспитатели
групп,
помощники
воспитателя
Сон без маек
с доступом
свежего
воздуха
После дневного сна,
во время и после
проведения
бодрящей
гимнастики
Во время дневного
сна
Соляная
пещера
С 1,5
лет
Летний период (01.06 – 31.08)
Место проведения: в помещении
Наименование
БАЗОВЫЕ
Воздушные
ванны
Возраст
Возрастные группы
Младенческого Раннего
возраста
возраста
0 – 1 год
1–3
года
Младшего
возраста
3 – 4 года
Среднего
возраста
4 – 5 лет
Старшего
возраста
5 – 6 лет
Подг. к
школе
возраста
6 – 7/8 лет
Воспитатели
групп,
помощники
воспитателя
Воспитатели
групп,
помощники
воспитателя
Воспитатели
групп,
помощники
воспитателя
17
случае
загрязнения
При
температуре
пола не ниже
+18С
Профилактика
плоскостопия
(хождение
босиком по
массажным
дорожкам)
Профилактика
нарушений
осанки
С 1,5
лет
Ежедневно
1 раз в день
До или после
дневного сна и
проведения
бодрящей
гимнастики
С 1,5
лет
Ежедневно
В течение дня
Бодрящая
гимнастики
после
дневного сна
С 1,5
лет
Ежедневно
1 раз в день
После дневного сна
Профилактика
зрительных
нарушений
(гимнастика
для глаз)
С 1,5
лет
Ежедневно
В течение дня
Кратность
проведения
Время проведения в
режиме дня
Условия
Ответственные
за проведение
С 1,5
лет
Ежедневно
В течение дня
Воспитатели
групп
С 1,5
лет
2 раза в
день
Во время утренней,
вечерней прогулки
С 1,5
лет
2 раза в
день
Во время утренней,
вечерней прогулки
При
благоприятных
погодных
условиях
При
температуре
воздуха на улице
не ниже +20С
При
температуре
воздуха на улице
не ниже +20С
При
температуре
воздуха в
помещении не
ниже +19С
Воспитатели
групп,
помощники
воспитателя
Воспитатели
групп,
помощники
воспитателя
Воспитатели
групп
Воспитатели
групп,
помощники
воспитателя
Летний период (01.06 – 31.08)
Место проведения: на открытом воздухе
Наименование
БАЗОВЫЕ
Длительное
пребывание
на свежем
воздухе
Воздушные
ванны
Солнечные
ванны
Возраст
Возрастные группы
Младенческого Раннего
возраста
возраста
0 – 1 год
1–3
года
Младшего
возраста
3 – 4 года
Среднего
возраста
4 – 5 лет
Старшего
возраста
5 – 6 лет
Подг. к
школе
возраста
6 – 7/8 лет
Воспитатели
групп,
помощники
воспитателя
Воспитатели
групп,
помощники
воспитателя
18
4.2.2.
ГРАФИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКАЛИВАЮЩИХ (ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ), ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД (01.06 – 31.08)
ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА (1,5 – 3 года)
Наименование мероприятия
В ПОМЕЩЕНИИ
Воздушные ванны
Хождение босиком (по массажным дорожкам)
Мытье, обливание ног
Требования к проведению
понедельник вторник среда четверг пятница
Ежедневно 1 раз в день.
После дневного сна, во время и после
проведения бодрящей гимнастики.
Ежедневно 1 раз в день.
До или после дневного сна и проведения
бодрящей гимнастики.
1 раз в день.
После утренней прогулки, до обеда.
Обширное умывание*
Сон без маек с доступом свежего воздуха
1 раз в день
Бодрящая гимнастика
Ежедневно 1 раз в день.
Профилактика плоскостопия, нарушений
осанки, зрительных нарушений
НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ
Воздушные ванны
Ежедневно
Солнечные ванны
Длительное пребывание на свежем воздухе
2 раза в день
Во время утренней, вечерней прогулки.
2 раза в день
Во время утренней, вечерней прогулки.
Ежедневно
*не проводится
19
ГРУППЫ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА (3 – 4 года)
Наименование мероприятия
В ПОМЕЩЕНИИ
Воздушные ванны
Хождение босиком (по массажным дорожкам)
Мытье, обливание ног
Требования к проведению
понедельник вторник среда четверг пятница
Ежедневно 1 раз в день.
После дневного сна, во время и после
проведения бодрящей гимнастики.
Ежедневно 1 раз в день.
До или после дневного сна и проведения
бодрящей гимнастики.
1 раз в день.
После утренней прогулки, до обеда.
Обширное умывание*
Сон без маек с доступом свежего воздуха
1 раз в день
Бодрящая гимнастика
Ежедневно 1 раз в день.
Профилактика плоскостопия, нарушений осанки,
зрительных нарушений
НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ
Воздушные ванны
Ежедневно
Солнечные ванны
Длительное пребывание на свежем воздухе
2 раза в день
Во время утренней, вечерней прогулки.
2 раза в день
Во время утренней, вечерней прогулки.
Ежедневно
*не проводится
20
ГРУППЫ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА (4 – 5 лет)
Наименование мероприятия
В ПОМЕЩЕНИИ
Воздушные ванны
Требования к проведению
Сон без маек с доступом свежего воздуха
Ежедневно 1 раз в день.
После дневного сна, во время и после
проведения бодрящей гимнастики.
Ежедневно 1 раз в день.
До или после дневного сна и проведения
бодрящей гимнастики.
1 раз в день.
После утренней прогулки, до обеда.
1 раз в день.
После утренней прогулки, до обеда.
1 раз в день
Бодрящая гимнастика
Ежедневно 1 раз в день.
Профилактика плоскостопия, нарушений
осанки, зрительных нарушений
НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ
Воздушные ванны
Ежедневно
Хождение босиком (по массажным дорожкам)
Мытье, обливание ног
Обширное умывание
Солнечные ванны
Длительное пребывание на свежем воздухе
понедельник вторник среда четверг пятница
2 раза в день
Во время утренней, вечерней прогулки.
2 раза в день
Во время утренней, вечерней прогулки.
Ежедневно
21
ГРУППЫ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА (5 – 6 лет)
Наименование мероприятия
В ПОМЕЩЕНИИ
Воздушные ванны
Требования к проведению
Сон без маек с доступом свежего воздуха
Ежедневно 1 раз в день.
После дневного сна, во время и после
проведения бодрящей гимнастики.
Ежедневно 1 раз в день.
До или после дневного сна и проведения
бодрящей гимнастики.
1 раз в день.
После утренней прогулки, до обеда.
1 раз в день.
После утренней прогулки, до обеда.
1 раз в день
Бодрящая гимнастика
Ежедневно 1 раз в день.
Профилактика плоскостопия, нарушений
осанки, зрительных нарушений
НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ
Воздушные ванны
Ежедневно
Хождение босиком (по массажным дорожкам)
Мытье, обливание ног
Обширное умывание
Солнечные ванны
Длительное пребывание на свежем воздухе
понедельник вторник среда четверг пятница
2 раза в день
Во время утренней, вечерней прогулки.
2 раза в день
Во время утренней, вечерней прогулки.
Ежедневно
*не проводится
22
ГРУППЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО К ШКОЛЕ ВОЗРАСТА (6 – 7 лет)
Наименование мероприятия
В ПОМЕЩЕНИИ
Воздушные ванны
Требования к проведению
Сон без маек с доступом свежего воздуха
Ежедневно 1 раз в день.
После дневного сна, во время и после
проведения бодрящей гимнастики.
Ежедневно 1 раз в день.
До или после дневного сна и проведения
бодрящей гимнастики.
1 раз в день.
После утренней прогулки, до обеда.
1 раз в день.
После утренней прогулки, до обеда.
1 раз в день
Бодрящая гимнастика
Ежедневно 1 раз в день.
Профилактика плоскостопия, нарушений
осанки, зрительных нарушений
НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ
Воздушные ванны
Ежедневно
Хождение босиком (по массажным дорожкам)
Мытье, обливание ног
Обширное умывание
Солнечные ванны
Длительное пребывание на свежем воздухе
понедельник вторник среда четверг пятница
2 раза в день
Во время утренней, вечерней прогулки.
2 раза в день
Во время утренней, вечерней прогулки.
Ежедневно
*не проводится
23
НСТРУКЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАКАЛИВАЮЩИХ (ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ), ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРПОРИЯТИЙ /БАЗОВЫЕ/
Воздушные ванны
Полоскание горла
Хождение босиком
Мытье, обливание стоп
Обширное умывание
Солнечные ванны
Сон без маек
Длительное пребывание на свежем воздухе
Физические упражнения на свежем воздухе
Бодрящая гимнастика
Гимнастика для глаз
24
4.3. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Наименование здоровьесберегающих технологий
Время проведения
Динамическая пауза, двигательная разрядка
Между занятиями и(или) по мере утомляемости детей
Возрастные
группы
все
Физ. минутка
Во время занятия
все
Пальчиковая гимнастика
Во время занятий, на которых дети рисуют, пишут, раскрашивают
все
Элементы дыхательной гимнастики
Во время речевых занятий
все
Релаксация (прослушивание спокойной музыки, звуков
природы и др.)
Профилактика нарушений осанки
В конце физкультурных занятий и(или) перед восприятием большого
блока новой информации
Постоянно
все
Профилактика плоскостопия
До и(или) после дневного сна
все
Профилактика зрительных нарушений (гимнастика для глаз)
Во время занятий, требующих умственного напряжения и(или)
проводимых с использованием ЭСО
все
все
25