Краткая презентация программы
Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована
Программа
Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ – детский сад
№ 348 (далее Программа) является нормативно управленческим документом и
согласно Федеральному государственному образовательному стандарту
дошкольного образования (далее - ФГОС ДО)определяет объем, содержание,
планируемые результаты (целевые ориентиры дошкольного образования),
организацию образовательной деятельности и обеспечивает построение
целостного педагогического процесса.
Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации основной
образовательной программы определяются ФГОС дошкольного образования,
Уставом МБОУ, реализуемой образовательной программой МБДОУ – детский
сад № 348 с учетом регионального компонента, на основе анализа результатов
предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и
родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное
учреждение.
Цель реализации основной образовательной программы дошкольного
образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования: создание
благоприятных условий для полноценного проживания ребенком
дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности,
всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в
современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности
жизнедеятельности дошкольника.
Главная цель российского образования была сформулирована в майском Указе
Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических
задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
«Воспитание гармонично развитой и социально ответственной
личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской
Федерации, исторических и национально - культурных традиций».
Реализация Программы направлена на:
создание ПДР (пространство детской реализации)
поддержку детской инициативы, творчества, развитие личности ребенка;
создание условий для самореализации ребенка;
создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия
возрастных возможностей и способностей, так как задача дошкольного
воспитания состоит не в максимальном ускорении развития дошкольника, и
не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного
возраста;
обеспечение разнообразия детской деятельности – близкой и
естественной для ребенка: игры, общения со взрослыми и сверстниками,
экспериментирования, предметной, изобразительной, музыкальной. Чем
полнее и разнообразнее детская деятельность, тем больше она значима для
ребенка и отвечает его природе;
ориентацию всех условий реализации программы на ребенка, создание
эмоционально - комфортной обстановки и благоприятной среды его
позитивного развития.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих
задач:
1. Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в
том числе их эмоционального благополучия;
2. Обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого
ребѐнка в период дошкольного детства;
Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития
способностей и творческого потенциала каждого ребѐнка как субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
3. Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества;
4. Формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей
здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности
и
ответственности
ребѐнка,
формирования
предпосылок учебной деятельности;
5. Обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и
организационных
форм дошкольного образования, возможности
формирования
Программ различной направленности с учетом
образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
6. Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.
4.2. Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована
Программа
Образовательная Программа обеспечивает целостное развитие детей в
возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей
по основным направлениям – социально – коммуникативному,
познавательному, речевому, художественно – эстетическому и физическому;
достижение воспитанниками готовности к школе.
Программа охватывает возрастные периоды
физического
и
психического развития детей: ранний возраст 2-3 лет: вторая группа раннего
возраста); дошкольный возраст (от 3 до школы: младшая, средняя, старшая и
подготовительная к школе группы).
Режим работы ДОУ представляет годовой цикл: с сентября по май –
воспитательно - образовательная работа; с июня по август – летняя
оздоровительная работа.
Пятидневная рабочая неделя с 10,5 часовым пребыванием детей с 7.30
до 18.00 часов.
Выходные дни – суббота, воскресенье, праздничные дни.
Разделение детей на возрастные группы осуществляется в соответствии с
закономерностями психического развития ребенка и позволяет более
эффективно решать задачи по реализации.
Содержание Программы и организация образовательного процесса
учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей,
воспитывающихся в МБОУ – детский сад № 348.
Образовательный процесс в ДОУ строится с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей воспитанников.
Воспитание
и
обучение
воспитанников
осуществляется
на
государственном языке РФ – русском.
ДОУ могут посещать дети дошкольного возраста с ОВЗ. Срок реализации
образовательной программы: 5 лет.
Используемые Программы Программа определяет обязательную часть и
часть, формируемую участниками образовательных отношений для детей от 2
до 7 лет вплоть до прекращения образовательных отношений.
В детском саду воспитываются дети с ограниченными возможностями
здоровья, которые получают квалифицированную помощь по коррекции
недостатков в развитии, из них: ОНР; ЗПР, дети – инвалиды.
Механизмом адаптации Программы МБДОУ – детский сад № 348 для
детей с ОВЗ служит адаптированная образовательная программа дошкольного
образования для детей с общим недоразвитием речи.
4.3. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с
семьями воспитанников
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей – создание в
дошкольном отделении необходимых условий для развития ответственныхи
взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих
целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности
родителей в области воспитания.
Задачи психолого-педагогической работы по формированиюфизических,
интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в
ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами,
отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным
психологическим сопровождением, а также с включенностью в работу семей
воспитанников детского сада.
Основные формы взаимодействия с семьей:
Знакомство с семьей: встречи – знакомства, посещение семей,
анкетирование семей.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни
открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские
собрания, оформление информационных стендов, организация выставок
детского творчества, приглашение родителей на детские выступления и
праздники, создание памяток.
Образование родителей: лекции, семинары, практикумы, проведение
мастер-классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки).
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров
музыки, поэзии, гостиных, конкурсов, семейных объединений, семейных
праздников, прогулок, экскурсий, привлечение к участию в детской
исследовательской и проектной деятельности.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам
воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной
деятельности в детском саду и семье;
-
знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в
детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и
общественном воспитании дошкольников;
-
информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и
обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных
задач;
создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и
формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного
взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
привлечение семей воспитанников к участию в совместных спедагогами
мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным
стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их
удовлетворения в семье.
Виды взаимоотношений ДОО с семьями воспитанников:
Сотрудничество – общение на равных, где ни одной из сторон
взаимодействия не принадлежит привилегия указывать, контролировать,
оценивать.
Взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая
осуществляется на основании социальной перцепции и с помощьюобщения.
Основные принципы взаимодействия с семьями воспитанников:
•
Открытость ДОУ для семьи.
•
Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей
Создание единой развивающей среды, обеспечивающей одинаковые
подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.
4.4. Используемые Примерные программы
Составляющие Программы обязательная часть и часть, формируемая
участниками образовательных отношений, служат механизмом реализации
ФГОС ДО и раскрывают принципы, методы, приемы и порядок организации
совместной, партнерской деятельности детей и взрослых в пространстве и во
времени, а также подходы к интеграции образовательной деятельности детей
дошкольного возраста.
Настоящая Программа разработана и утверждена организацией в
соответствии с ФГОС ДО https://fgos.ru/fgos/fgos-do/.
Федеральной образовательной программы дошкольного образования
https://cloud.mail.ru/public/NA6W/WBky17ttp
Парциальные программы:
1. Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»,
О.А. Трофимова, О.В. Толстикова, Н.В. Дягилева, О.В. Закревская;
2. Программа «Обучение плаванию в детском саду», Т.И. Осокина, Е.А.
Тимофеева, Т.Л. Богина;
3. Программа «Цветик-семицветик», Н.Ю. Куражева, Н.В. Козлова;
4. Программа «Ладушки», И.М. Каплунова, И.А. Вараева, И.А.