Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности Лего-конструирование

1

Содержание
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи реализации программы
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
1.4. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей
развития детей дошкольного возраста
1.5. Планируемые результаты как ориентиры освоения
воспитанниками программы дошкольного образования
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание, формы, способы, методы и средства
образовательной деятельности по освоению дополнительной
Программы
2.2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива
с семьями воспитанников и социальными партнерами
3. Организационный раздел
3.1. Организационно-педагогические условия реализации
образовательной программы дополнительного образования
3.2. Оценочные материалы достижения детьми планируемых
результатов освоения дополнительной общеобразовательной
программы – дополнительной общеразвивающей программы
«ЛЕГО-конструирование»
3.3. Учебный план
3.4. Методические материалы и средства обучения и воспитания
Приложения
Приложение 1. Игры для детей

3
3
4
5
6
9
11
11

25
28
28
28

31
31
33
33

2

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая программа по «ЛЕГО-конструированию» (далее по тексту
–
дополнительная
общеразвивающая
программа
по
«ЛЕГОконструированию»)
Муниципального
бюджетного
дошкольного
образовательного учреждения – детский сад № 348 (МБДОУ – детский сад №
348) разработана в соответствии с законодательными нормативными
документами:
− Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»
29декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
− Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 31
мая 2021 г. № 287 «Об утверждении Федерального Государственного
Образовательного Стандарта основного общего образования»;
− Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
− Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы);
−
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молдежи»;
− Уставом МБДОУ – детский сад № 348.
Образовательная деятельность в МБДОУ строится с учетом развития
личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности,
обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и
индивидуальных психологических и физиологических особенностей и
интересов, образовательных потребностей участников образовательных
отношений, которые так же реализуются через систему дополнительного
образования детей.
Данная программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие
детей дошкольного возраста, с учётом возможностей и состояния здоровья
детей, расширение функциональных возможностей развивающегося
организма, овладение ребёнком базовыми
умениями и
навыками
разных
упражнениях.
В
основе
разработки
использованы
рекомендации, а также концептуальные положения методического пособия
«Лего-конструирование в детском саду» Е. В. Фешиной – М.: ТЦ
«Сфера», 2018 г.
Дополнительная
общеразвивающая
программа
по
«ЛЕГО3

конструированию» определяет содержание и организацию дополнительной
образовательной деятельности и обеспечивает развитие личности детей
дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности.
Реализуется на государственном языке Российской Федерации. Срок
освоения
дополнительной
общеобразовательной
программы
–
дополнительной
общеразвивающей программы по «ЛЕГО-конструированию» 2 года.
Реализуется в форме кружковой работы и охватывает детей с 3 до 5 лет.
В программе представлены различные разделы, но основными
являются:
 конструирование по образцу,
 конструирование по модели,
 конструирование по условиям,
 конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам,
 конструирование по замыслу,
 конструирование по теме.
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения
занятий, используется познавательная и исследовательская деятельности, в
форме
творческой
активности,
обеспечивающей
художественноэстетическое развитие ребенка.
Объем программы рассчитан на 32 недели, с нагрузкой – 2 раза в
неделю. Продолжительность
непрерывной
непосредственно
образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут,
а для детей от 4 до 5 лет - не более 20минут.
1.2. Цели и задачи реализации программы
Цель: Развивать в ребенке логическое мышление, научить азам планирования,
основам инженерной мысли, техническим навыкам построения материальных
объектов, развить мелкую моторику,
воспитать свободную творческую
личность по средствам конструирования из Lego.
Задачи:
 формировать
у детей познавательную и
исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;
 приобщить детей к миру технического изобретательства;
 развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные
навыки и умения.
Дополнительная общеобразовательная программа направлена на
формирование инициативности, самостоятельности, наблюдательности,
любознательности, находчивости и умение работать в коллективе.
Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность.
Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка
познавательных процессов. Значит, образовательная задача состоит в
организации условий, провоцирующих
детское
действие.
Такую
стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО,
4

которая объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в
группе комплекты ЛЕГО, тщательно продуманную систему заданий для
детей и четко сформулированную образовательную концепцию.
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая программа «ЛЕГО-конструирование» содержит игры для
всех возрастных групп детского сада, проекты совместной деятельности
педагога с детьми, содержит перспективное планирование занятий для
детей старшей и подготовительной к школе групп.
Дошкольное образование – это краеугольный камень в развитии личности
ребенка. Именно в дошкольном возрасте закладывается то, что потом
станет фундаментом для успешного обучения в школе, фундаментом для
счастливого будущего малыша.
Кубик ЛЕГО –
это простой и практико-ориентированный
инструмент для активного, креативного и вдохновляющего обучения.
Потому что, играя в ЛЕГО, дети создают свой собственный и познают
окружающий их мир.
Глубокая внутренняя мотивация детей – это ключ к проведению
успешного и эффективного занятия. Система обучения ЛЕГО основана на
примерах из реальной жизни и практическом подходе к получению знаний
идеально подходит для эффективной мотивации детей 21 века. Возможность
получения практического опыта как нельзя лучше мотивирует детей. Когда
дети получают возможность решать реальные проблемы и задачи,
используя предложенный инструментарий для создания и демонстрации
своих собственных решений, они берут процесс обучения в свои руки.
ЛЕГО-технология предлагает
эффективные
образовательные
инструменты,
разработанные, чтобы пробуждать у детей естественное
любопытство и желание исследовать, изобретать и вновь открывать для себя
этот удивительный мир.
Стратегию
деятельностного
обучения
легко
реализовать
в
образовательной среде ЛЕГО, которая объединяет в себе специально
скомпонованные для занятий в группе комплекты ЛЕГО, тщательно
продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную
образовательную концепцию.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
В основу программы заложены следующие основные педагогические
принципы:
 Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной
целью дошкольного образования является развитие ребенка.
 Принцип научной обоснованности и практической применимости.
 Принцип интеграции
содержания дошкольного образования в
соответствии с
возрастными
возможностями
и
особенностями
детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
 Комплексно-тематический
принцип
построения
образовательного
5

процесса.
Подходы к формированию дополнительной общеразвивающей
программы «ЛЕГО-конструирование»:
 Реализация
дополнительной общеобразовательной программы
–
дополнительной общеразвивающей программы в формах, специфических для
детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры,
познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой
активности, обеспечивающей развитие ребенка.
 Поддержка инициативы ребенка в детской деятельности;
 Формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
 Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
 Учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста.
1.4. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей
развития детей дошкольного возраста
МБДОУ обеспечивает непосредственно образовательную деятельность,
воспитание и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в
возрасте от 3 до 7 лет.
Возрастные особенности развития детей 3-4 лет
Возрастные особенности детей 3–4 лет предполагают переход на новый
уровень взаимоотношений взрослого и ребенка. Малыш радуется
непривычному игровому познавательному опыту. Ему требуется больше
эмоционального общения со взрослым, во время которого он может получить
опыт межличностных отношений.
Активность,
самостоятельность
способствуют быстрому физическому, психическому росту ребенка. Важно
показать малышу, что его достижения заметили, его успехам рады.
Младшие дошкольники активны и неутомимы. Этот возраст
характеризуется бурным становлением эмоциональной сферы ребенка. Дети
подвержены перепадам настроения. Их эмоциональная нестабильность прямо
пропорциональна физическому комфорту.
Растет речевая активность малышей. Они быстро запоминают новые
слова, несложные четверостишия. Память больше акцентирована на
узнавание, а не на запоминание.
В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в
группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.
Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми носят нестабильный
характер. Только в общении малыши могут получить необходимую
информацию о мире, людях. Любознательность этого возраста помогает
развитию элементарных суждений, высказываний.
Осознание собственного «я», сотрудничество со взрослым поможет
малышу справиться с новыми возможностями и желаниями. Это
свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и
6

ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу
большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым
содержанием. Важно понять, что характерное для ребенка третьего года
жизни требование «я — сам» прежде всего отражает появление у него новой
потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его
возможностей. Поэтому задача взрослого — поддержать стремление к
самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не
подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по
поводу его медленных и неумелых действий. Главное в работе с младшими
дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост
своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.
В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет,
пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и
детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Ребенка отличает высокая
речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть
несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ему
свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно
воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми.
Возрастные особенности детей 3–4 лет позволяют постепенно перейти
к более взрослым формам обучения. Это момент, когда во время игровой
деятельности следует подвести детей к самостоятельным активным
действиям.
Основные задачи развития детей:

освоение навыков личной гигиены;

воспитание эмоциональной стабильности, вежливого
отношения к окружающим;

развитие любознательности к предметам, действиям,
ситуациям, явлениям;

обучение различным способам действий с помощью
предметной деятельности;

развитие способности к сопереживанию.
Доверие и привязанность к воспитателю — необходимые условия
хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Поэтому следует
родителям объяснить своему ребенку о важности взаимоотношений
воспитателя и ребенка. Младший дошкольник особенно нуждается в
материнской поддержке и заботе воспитателя. В течение дня педагог должен
к каждому ребенку проявить свое доброе отношение: приласкать, назвать
ласковым именем, погладить. Ощутив любовь воспитателя, младший
дошкольник становится более общительным. Он с удовольствием подражает
действиям взрослого, видит во взрослых неиссякаемый источник новых игр,
действий с предметами. К концу младшего дошкольного возраста начинает
активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о
чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.
Образовательный
стандарт (ФГОС) подразумевает
приобретение
детьми к концу учебного года определенных умений, знаний, навыков. При
7

этом следует учитывать баланс между образовательной и игровой
деятельностью.
Возрастные особенности детей 3–4 лет (по ФГОС) подразумевают
развитие мотивации к обучению, творчеству. Важно понять, что необходимо
поощрять интерес, внимание ребенка к окружающей действительности.
Тогда у него появится желание самостоятельно продолжить изучение
явлений или ситуаций. Любопытство ребенка способствует развитию
навыков
сотрудничества,
взаимопонимания.
Осознание
себя
самостоятельным человеком помогает установить ребенку новые, глубокие
отношения с родителями, сверстниками, взрослыми. Появляется собственная
позиция, которая помогает осознать, проанализировать свое поведение и
поведение окружающих людей.
Возрастные особенности детей 3–4 лет формируют предпосылки к
дальнейшей учебной деятельности. Младшие дошкольники с помощью
взрослого осваивают элементы и правила коллективных, индивидуальных
игр. Это способствует развитию взаимоотношений, становлению личности
ребенка, формирует познавательную и творческую активность.
Возрастные особенности развития детей 4-5 лет
Дети среднего дошкольного возраста отличаются высокой
эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства.
Внимательное, заботливое отношение взрослого к детям, умение поддержать
их познавательную активность и развить самостоятельность, организация
разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и
полноценного развития детей.
Более широкое использование речи как средства общения стимулирует
расширение кругозора ребенка, открытию им новых граней окружающего
мира. Теперь ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление
само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным
вопросом для ребенка 4-х лет становится вопрос "почему? ".
Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится
более стабильным, менее подверженным перепадам. В этом возрасте
сверстник становится более значим и интересен. Игровые объединения
становятся более или менее устойчивыми. Активно развивающаяся
потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляющаяся в
любознательности и любопытстве ребенка, позволяет ему выходить за
пределы непосредственно ощущаемого. Большим шагом вперед является
развитие способности выстраивать умозаключения, что является
свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации.
Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки
воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в
устойчивые негативные черты характера.
Дети 4-5 лет социальные нормы и правила поведения всѐ ещѐ не
осознают, однако у них уже начинают складываться обобщѐнные
представления о том, как надо (не надо) себя вести. В этом возрасте у детей
появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как 8

мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не
только в поведении другого, но и в своѐм собственном и эмоционально его
переживают, что повышает их возможности регулировать поведение.
К 5 годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об
основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребѐнок
уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в
окружающем его пространстве. При обследовании несложных предметов он
способен придерживаться определѐнной последовательности.
Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным,
целенаправленным и анализирующим. Совершенствуется и ориентация в
пространстве, которая отражается в знании и употреблении дошкольниками
предлогов.
В этом возрасте интенсивно развивается образное мышление – дети
способны решать различные задачи, используя схематизированное
изображение. В этом возрасте происходит развитие инициативности и
самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети
продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах, наряду с этим
активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в
многочисленных вопросах. У детей наблюдается потребность в уважении
взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребѐнок пятого года
жизни реагирует повышенной обидчивостью.
Средний дошкольный возраст – это период, когда начинают
формироваться основные структуры личности ребѐнка, ответственные за его
произвольное моральное поведение. Особую роль здесь играет взрослый,
который должен понимать: именно он является тем человеком, с которым
ребѐнок идентифицирует себя.
1.5. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками
программы дошкольного образования
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры
дошкольного образования, которые представляют собой социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
 ребенок овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности –
игре,
общении,
познавательно-исследовательской
деятельности,
конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по
совместной деятельности;
 у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения и
управлять ими;
 ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным
нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать
9

правила безопасного поведения и личной гигиены;
 у ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской
деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;
 у ребенка развита способность к самостоятельному анализу сооружений,
конструкций, чертежей, схем с точки зрения практического назначения
объектов;
 ребенок овладевает умением работать в конструировании по условиям,
темам, замыслу;
 ребенок может использовать готовые чертежи и схемы и вносить в
конструкции свои изменения;
 ребенок
овладевает
умением
использовать
конструктор,
создавая из него конструкции как по предполагаемым рисункам, так и
придумывая свои;
 ребенок
овладевает
приемами
индивидуального
и
совместного
конструирования;
 знает правила безопасности на занятиях по конструированию с
использованием мелких предметов;
 ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным
видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного
достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться
успехам
других,
адекватно
проявляет
свои
чувства, в том числе чувство веры в себя, старается
разрешать конфликты;
 ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать
речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого
высказывания в ситуации общения.

10

II. Содержательный раздел

2.1. Содержание, формы, способы, методы и средства образовательной
деятельности по освоению дополнительной Программы
Дополнительная общеразвивающая программа «ЛЕГО-конструирование»
состоит из обязательной части.
Дополнительный образовательный процесс МБДОУ–детский сад № 348
выстроен в соответствии с Методическим пособием «ЛЕГО-конструирование
в детском саду» Е. В. Фешина – М., ТЦ «Сфера», 2018 и направлен на
развитие ребенка в пяти образовательных областях.
Социально-коммуникативное развитие направлено на:
- Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий;
- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной
деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и
чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в
организации;
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает:
- Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- Формирование познавательных действий, становление сознания;
- Развитие воображения и творческой активности;
- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
(форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом,
пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о
малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях
нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как
общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и
народов мира.
Речевое развитие включает:
- Владение речью как средством общения и культуры;
- Обогащение активного словаря;
- Развитие
связной,
грамматически
правильной
диалогической
и
монологической речи;
- Развитие речевого творчества;
Художественно-эстетическое развитие предполагает:
- Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства (словесного, изобразительного), мира природы;
- Становление эстетического отношения к окружающему миру;
- Формирование элементарных представлений о видах искусства;
11

- Реализацию

самостоятельной
творческой
конструктивно-модельной
деятельности детей.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих
видах деятельности детей:
Двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений,
направленных на развитие таких физических качеств, как координация и
гибкость;
Способствующих правильному формированию опорно-двигательной
системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и
мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба
организму;
Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной
сфере.
Формы организации детей по всем образовательным областям:
групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Виды
организации
детей:
непосредственно
образовательная
деятельность, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с семьями
воспитанников.
Виды детской деятельности
Двигательная

Формы работы
игровые упражнения

Игровая

сюжетные игры;
развивающие игры;
дидактические игры;
режиссерские игры.
Изобразительная
мастерская по изготовлению продуктов детского
творчества;
реализация проектов.
Коммуникативная
беседа;
ситуативный разговор;
составление и отгадывание загадок;
сюжетные игры;
общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
придумывание историй;
создание сказок.
Самообслуживание и элементарный совместные действия;
труд (в помещении и на улице)
дежурство;
поручение;
задания.

12

Познавательно-исследовательская

Конструирование

решение проблемных ситуаций;
проектирование решения проблемы;
моделирование;
реализация проекта;
познавательные беседы (с использованием разнообразного
наглядно-иллюстративного
материала,
музыкального
сопровождения, художественного слова, развивающих игр
упражнений, заданий);
исследования объектов окружающего мира;
посещение гостей.
конструирование из различного материала: конструкторы,
модули.
конструирование по образцу;
конструирование по модели;
конструирование по условиям;
конструирование по простейшим чертежам и наглядным
схемам;
конструирование по замыслу;
конструирование по теме.

Организация, содержание и методы обучения конструированию
Первое полугодие:
- развивать
наблюдательность,
уточнять
представления
о
форме
предметов и их частей, их пространственном расположении. Относительной
величине, различии и сходстве;
- развивать

воображение,
самостоятельность,
смекалку,
умение
работать сосредоточенно;
- учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков,
чертежей, фотографий;
- добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи;
- учить заранее обдумывать замысел будущей постройки, представлять ее
общее конструктивное решение, соотносить свой замысел с имеющимся
строительным материалом.
Второе полугодие:
- учить работать с мелкими деталями;
- создавать более сложные постройки;
- работать вместе, не мешая друг другу, создавать коллективные постройки;
- учить рассказывать о постройке других воспитанников;
- самостоятельно распределять обязанности;
- учить помогать товарищам в трудную минуту;
- возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;
- формировать умение преобразовывать конструкцию в соответствии с
заданными условиями;
- направлять детское воображение на создание новых оригинальных
конструкций.
13

- обучать конструированию по графической модели;
- учить строить по замыслу, развивать воображение,

умение заранее
обдумывать предметное содержание, назначение и строение будущей
постройки, строительного материала и возможности размещения конструкции в
пространстве;
- учить работать в группе (внимательно относиться друг к другу,
договариваться о совместной работе, распределять обязанности, планировать
общую работу, действовать согласно договору, плану, конструировать в
соответствии с общим решением).
Перспективное планирование
Месяц
Октябрь

Тема
Знакомство с
ЛЕГОконструктором
Башенка, мост
Дом лесника
Разные домики

Учить строить простейшие постройки.
Формировать бережное отношение к конструктору.
Учить строить большой дом для лесника.
Учить строить домики разной длины и величины.

Многоэтажные
дома

Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.

Кафе

Учить создавать сложную постройку, работать вместе,
не мешая друг другу.
Учить строить детский сад.
Развивать память и внимание.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки,
называть ее тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Рассказать о водном транспорте.
Учить строить корабли.
Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук.
Учить выделять в постройке ее функциональные части
(борт, корму, нос, капитанский мостик, трубы).
Совершенствовать умение анализировать образец,
графическое изображение постройки, выделять
в ней существенные части.
Обогащать речь обобщающими понятиями: «водный,
речной, морской транспорт».
Закреплять знания о водном транспорте.
Закреплять навыки конструирования.
Закреплять навыки конструирования.
Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету,
устанавливать пространственное расположение построек.
Учить строить разные самолеты по схемам.
Развивать глазомер, навыки конструирования.

Детский сад
Конструирование
по замыслу.

Ноябрь

Цели
Познакомить с ЛЕГО-конструктором, правилами поведения
в ЛЕГО-кабинете.

Плывут корабли

Катер

Пароход
Корабль

Аэропорт

14

Грузовик везет
кирпичи
Конструирование
по замыслу

Декабрь

Зоопарк
Слон
Верблюд
Жираф
Конструирование
по замыслу.

Животные на ферме
Овечка

Январь

Домашние
животные
Дети
Дом фермера
Конструирование
по замыслу.

Февраль

Грузовой
автомобиль
Пожарная часть

Самолет
Конструирование
по замыслу

Март

Поезд мчится
Беседка

Учить строить по карточке, находить различия и сходства в
схемах.
Учить рассказывать о проделанной работе.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки,
называть ее тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Закреплять представления о многообразии животного мира.
Развивать способность анализировать, делать выводы.
Учить строить слона из ЛЕГО-конструктора.
Развивать творческие навыки и терпение.
Учить строить верблюда.
Учить строить жирафа.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки,
называть ее тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Уточнять и закреплять знания о домашних животных, об их
назначении и пользе для человека.
Вызвать положительные эмоции от стихотворений о
животных В. Степанова: «Кошка», «Петух», «Овечка».
Закреплять знания о домашних животных.
Учить строить животных.
Учить строить собаку и кошку.
Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук.
Учить строить девочку и мальчика
из ЛЕГО-конструктора.
Учить находить материал для постройки.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки,
называть ее тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Учить создавать сложную постройку грузовой машины
из ЛЕГО-конструктора.
Учить правильно соединять детали.
Рассказать о профессии пожарного.
Учить строить пожарную машину и пожарную часть.
Выучить телефон пожарной части.
Закреплять знания о профессии летчика.
Учить строить самолет по схеме.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки,
называть ее тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Учить строить шпалы разными способами по схемам
и поезд по образцу.
Закреплять представления о назначении и строении
беседок, об их частях (крыша, колонны).
Учить строить беседку.
15

Пастбище

Конструирование
по замыслу

Апрель

Ракета, космонавты
Светофор,
регулировщик
Конструирование
по замыслу

Уточнять и закреплять знания о домашних животных,
их назначении и пользе для человека.
Воспитывать любознательность.
Учить строить загоны для домашних животных разными
способами.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки,
называть ее тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Рассказать о первом космонавте нашей страны.
Учить строить ракету из ЛЕГО-конструктора по карточке.
Закреплять знания о светофоре.

Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки,
называть ее тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Робот
Показать игрушку робот.
Учить строить робота.
Речные рыбки
Учить строить рыб из ЛЕГО-конструктора.
Развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук.
Май
Аквариум
Познакомить с обитателями аквариума.
Учить строить аквариум.
Лабиринт
Познакомить с плоскостным конструированием.
Развивать внимание, наблюдательность, мышление, мелкую
моторику рук.
Попугай
Продолжать знакомить с плоскостным конструированием.
Развивать внимание, мелкую моторику рук.
Закреплять полученные навыки.
Конструирование
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки,
по замыслу
называть ее тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
В результате освоения программы ребенок может:
знать
 основные части и характерные детали конструкций.
 новые детали: (отвертки, встроенные винты, катушки, ролики,
зубчатые колеса, рычаги)
уметь
 устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем,
что дети видят в окружающей жизни
 анализировать сделанные модели и постройки
 создавать разнообразные постройки, конструкции, модели
 заменять одни детали другими
 строить по схеме, по инструкции
 самостоятельно подбирать необходимый строительный материал
 работать коллективно.
иметь представление
 о вариантах конструкции и постройки одного и того же объекта,
модели
 о способах различных конструктивных решений и планировании
создания собственной постройки, модели, конструкции
16

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик
Дополнительный
образовательный
процесс
в
детском
саду
предусматривает решение программных образовательных задач в рамках
непосредственно образовательной деятельности и включает в себя:
- совместную взросло-детскую (партнерскую) деятельность;
- свободную самостоятельную деятельность детей.
Дополнительный образовательный процесс в ДОУ строится:
- на адекватных возрасту формах работы с детьми, максимальном развитии
всех специфических детских видов деятельности и, в первую очередь, игры как
ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника.
Особенности
организации
дополнительного
образовательного
процесса в группах для детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет)
Педагогический процесс предполагает, что дети младшего дошкольного
возраста познают в ходе активного исследования окружающего предметного
мира, взаимодействия с взрослыми, другими детьми и материалами.
Доминирующую роль в педагогическом процессе занимает общение, игра,
экспериментально-поисковая деятельность, труд, сотрудничество с взрослыми
и сверстниками.
Система работы с детьми с высоким уровнем интеллектуальных и
творческих способностей
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является
создание условий, способствующих формированию их творческих
способностей.
Виды
одаренности
Академическая
одаренность

Составляющие

Как проявляются

Мотивационно-личностные
характеристики

Стремление ребенка к получению знаний
и
умений,
познавательная
активность,
проявление интереса к новому
Успешность
в
освоении
программного
материала,
широкий
кругозор,
высокие
показатели по развитию психических
познавательных процессов
Развитое пространственное мышление, любовь
к
конструированию,
генерирование
оригинальных
идей
для
различных
конструкций, способность к изобретательству,
рационализации
Умение понимать партнера по общению,
чувствовать его эмоциональное состояние,
гасить конфликты

Способности к обучению

Творческая
одаренность

Конструкторская
одаренность

Коммуникативная
одаренность

Социальноличностная одаренность

17

Лидерская одаренность

Умение
организовать
сверстников
на какое-либо общее дело, игру, настойчивость
в достижении цели, умение добиваться
результата, и стремление контролировать
ситуацию

При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период
дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений
склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.
Такими условиями являются:
 наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов
дополнительного образования и воспитателей;
 наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую
разнообразную деятельность ребенка;
 создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к
ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной
значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
 наличие
личностно-ориентированной
воспитательно-образовательной
системы, включающей в себя развивающие программы по различным
направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и
возрастные особенности ребенка;
 введение
системы
психолого-педагогического
мониторинга,
направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их
дальнейшего развития;
 использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и
приемов, игровых технологий,
 занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,
 работа кружков, развивающих творческую направленность ребенка;
 участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях,
сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества
 тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей.
Использование
современных личностно-ориентированных
технологий, направленных на партнёрство, сотрудничество и сотворчество
педагога и ребёнка:
Личностноориентированная
технология

Направлена на гуманное отношение к детям и включает в себя:
педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;
оптимистическую веру в ребенка; сотрудничество, мастерство общения;
отсутствие прямого принуждения; терпимость к детским недостаткам.
И идет от ребенка к развитию его способностей. Поэтому педагоги
должны создавать каждому ребенку ситуацию успеха, одобрения,
поддержки, доброжелательности, чтобы каждый день, проведенный
ребенком в детском саду, приносил ему радость; предоставлять
возможности и помогать детям, реализовать себя в специфических
для дошкольников видах деятельности.

18

Технология
сотрудничества

ИКТ - технологии
Программное
обеспечение и набор
заданий «Построй
свою историю»

ЛЕГОконструирование

Педагогическая
технология - метод
проектов
Авторы: Дж. Дьюи,
В. Килпатрик.

Игровые
педагогические
технологии:

Направлена на создание основы для коммуникативного взаимодействия,
приводит к повышению статуса ребенка в социальных контактах
и повышению компетентности ребенка в разных видах детской
деятельности и в области отношений с другими людьми.
Специально разработанное приложение позволяет детям записывать
и представлять свои истории. При помощи веб-камеры, цифрового
фотоаппарата и других подобных устройств дети под руководством
взрослого могут
снимать
построенные образы
из историй
и импортировать их в программу. Программа позволяет пользователям
выбирать из множества существующих письменных шаблонов
или создавать свои собственные записи.
одна из самых известных и распространённых ныне педагогических
систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира
и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. ЛЕГО
в переводе с датского языка означает «умная игра». В силу
своей педагогической универсальности наборы ЛЕГО оказываются
наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими
игрушками. Причём ЛЕГО конструктор побуждает работать, в равной
степени, и голову, и руки воспитанников.
Конструктор помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить
и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.
Именно ЛЕГО позволяет учиться, играя и обучаться в игре.
Метод проектов – это
способ достижения дидактической цели
посредством детальной разработки проблемы (ее технологизации),
которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим
результатом, оформленным тем или иным образом.
Уникальность использования технологии в детском саду в том,
что она позволяет развивать у детей не только личностных,
интеллектуальных, физических качеств, но и способности разрешения
проблем
в самостоятельной и совместной деятельности детей.
Создание творческой атмосферы обучения творчеству
Целью игровых технологий является решение ряда задач:
 дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность;
формирование определенных умений и навыков, необходимых
в практической деятельности);
 развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления,
воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать
закономерности, находить оптимальные решения);
 воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование
нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание
сотрудничества, коллективизма, общительности);
 социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества;
адаптация к условиям среды).

Использование культурных практик детства:

 организации саморазвития ребенка в детско-взрослой общности;
 взаимодействие детей и взрослых;
 взаимосвязь педагогического проектирования и детской проектной деятельности.
19

игр Мастерская игр или «Мастерилка», т.е. изготовление детьми
(с помощью взрослых или без них) игр, пособий
для себя и для малышей. Это позволяет детям применять
(автор Ерофеева Т.И.)
полученные ранее знания для того, чтобы решать практические
задачи.
Мастерская
(мастерилка)

С помощью «Мастерилки» возможно:
1) закреплять навыки, знания, полученные на занятиях;
2) создавать условия для делового сотрудничества;
3) обогащать словарь детей;
4) подготовить руку к письму через вырезывание, обведение
трафаретов, шаблонов и т.д.
На «Мастерилке» предусматриваются разные формы организации детей при изготовлении игр. Дети работают
индивидуально, в парах, подгруппах, но предварительно
обговаривается с детьми предстоящая работа:
• Что будем делать? Как?
• Какое оборудование и материал понадобятся?
• Как назовем игру?
• Для кого мы будем ее изготавливать?
для малышей, для друзей и т.д.)?
• Обязательно,

всеми

вместе,

(Для

продумываются

себя,

правила,

20

которые должны выполняться детьми и взрослыми.
Цель: расширение социальных контактов, расширение
Встреча
с
интересными представлений в какой-либо области действительности,
использование одного из способов получения информации людьми
консультация со специалистом.
Необходимость приглашения гостя можно обосновать
через создание проблемной ситуации или постановку
проблемного вопроса, ответ на который группа найти
не может. В таком случае воспитатель рассказывает о человеке,
который может
решить
проблему,
или
ответить
на поставленный вопрос, предлагает детям пригласить
этого человека в гости.
Перечисленные формы помогают ребенку познакомиться
с функциями и видами различных продуктов и материалов
Ситуации,
человеческой деятельности. Практическим подспорьем
которые
можно
воспитателю может оказаться такой прием: предложить детям
обсудить;
продолжить придаточные предложения, образованные при поПридумывание
мощи союзных слов чтобы; так как; когда; зачем; потому что;
истории о предметах;
из-за того, что; всякий раз, когда; может быть, из-за того,
что и т.п.
Игры и задания;

Вопросы и беседы

Эффективный методический прием - создание стимулирующей
вопросы детей вопросно-ответной ситуации. Причем вопросы
должны задавать, прежде всего, дети, а взрослые должны
не игнорировать прозвучавший вопрос, но заметить,
поддержать и обсудить его. Прежде чем дать ответ, нужно
задуматься над проблемой вместе с детьми: действительно,
почему что-то происходит так, а не иначе. Оказывается, многие
когда-то уже слышали что-то об этом и могут рассказать,
что думают, так что возникает обмен мнениями среди детей,
аналог «мозговой атаки» у взрослых. Важно дать детям
возможность высказать свои версии происходящего,
почувствовать себя компетентными. Поощрять вопросы
взрослый может также, сам задавая вопросы детям, рассуждая
вслух, высказывая гипотезы, объясняющие некоторое явление
в полемическом плане, а также пытаясь интересно,
компетентно, честно отвечать на прямые вопросы детей.

Свободная деятельность воспитанников в
условиях
созданной
педагогами (в том числе совместно с детьми) предметно-развивающей
образовательной среды:

обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам;

позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать
индивидуально;

содержит в себе проблемные ситуации и направлена на
самостоятельное решение ребенком разнообразных задач;

21

Организация предметно – пространственной среды в ДОУ
Для конструирования во всех возрастных группах используется мелкий
(настольный) и крупный (напольный) строительный материал, а также
конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей:
от элементарных игрушек — вкладышей и нанизывателей, до довольно
сложных по сборке деревянных и пластмассовых конструкторов.
Кроме этого, для конструктивной деятельности детей необходимы
различные дополнительные материалы и игрушки.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста по определенным
темам («Здания», «Мосты», «Транспорт») применяются рисунки, иллюстрации,
фотографии, чертежи, схемы. Они используются в качестве образцов. Это
чертежи типа «Дострой здание», «Найди ошибку в чертеже»; изображения
сложных построек, показывающих ребенку этапы их сооружения; чертежи,
дающие лишь схему предмета, и др.
В младших группах специального места для конструирования не
выделяют, а используют те же столы, за которыми дети занимаются, или любые
свободные. Мелкий строительный материал хранят в коробках, в которых он
был приобретен, и по деталям не разбирают. Крупный строительный
материал обычно убирают в закрытые шкафы и стеллажи. Пластины как для
настольного, так и для напольного строителей находятся здесь же. Мелкий
обыгрывающий материал складывают в коробки.
Набор ЛЕГО - Кирпичики для творческих занятий.
Набор ЛЕГО – базовый конструктор в линейке «Построй свою
историю. Развитие речи 2.0» от LEGO Education, направлен на развитие
коммуникативных и творческих навыков у ребят. Помимо стандартных
строительных деталей в него входят дополнительные фигурки животных,
людей, растений, с помощью которых дети могут придумывать и
инсценировать истории.
Работая с конструктором, дети развивают важные для них навыки:
 Социальной адаптации;
 Письма и речи;
 Высказывания собственных мыслей и суждений;
 Логического мышления;
 Работы в команде;
 Творческие и конструкторские способности.
Дополнительный набор «Построй свою историю. Сказки.»
Применяя дополнительный конструктор «Сказки» на занятиях, дети
погружаются в увлекательный и чарующий мир сказочных героев. Но это не
только игра, ведь собирая из кубиков Лего сцены из сказок, дети учатся
рассказывать о том, что делают, сочинять сюжеты и целые истории, использую
терминологию и специфику этого интересного жанра литературы.
В состав набора «Сказки» входят детали Лего System разнообразной
формы для сказочных сооружений, элементы сказочного облика персонажей,
такие как крылья драконов и фей, плащ волшебника, а также всевозможный
волшебный реквизит.
22

Дети строят сценки из кубиков Лего, следуя инструкциям или применяя
фантазию. Многообразие минифигур с аксессуарами из сказок дает
возможность для воплощения любого задуманного сюжета.
Он предназначен для того, чтобы сделать чтение, а потом и литературу –
любимыми школьными предметами. С помощью набора «Сказки» дети
познакомятся:
 с различными персонажами;
 с авторскими и народными сказками;
 с известными писателями-сказочниками;
с культурным наследием чудесных историй.
Дополнительный набор «Построй свою историю. Космос».
С набором «Космос» можно составить множество интересных историй, на
тему космических исследований. Это могут быть и реальные сюжеты,
например, запуск ракеты, полет спутника, выход космонавта на орбиту, так и
фантастические, например, встреча с инопланетными жителями на
неизведанной планете. Дети узнают интересные факты о людях, исследующих
космос, о летательных аппаратах, скафандрах и проблемах, возникающих в
безвоздушном пространстве. Сочиняя свои рассказы, ученики становятся
писателями фантастами, развивают способность думать и изобретать.
С помощью набора «Построй свою историю. Космос» дети узнают о:
 ракетах и космических кораблях;
 космонавтах и инопланетянах;
 технологиях и науке.
Набор ЛЕГО «Декорации». Помимо обычных разноцветных
строительных кирпичиков в набор включены такие специальные элементы, как
пауки, змеи, волшебные палочки, горшки, жаренные цыплята, цветы, сундуки с
сокровищами, различные прозрачные детали и еще много всего интересного.
Учебные цели:
 организация
свободного творческого конструирования с
элементами сюжетно-ролевой игры;
 развитие фантазии и воображения;
 творческое выражение своих умений;
 развитие связанной речи путем изложения замысла и планирования
своих действий.
Набор «LEGO CREATIVE. Городская жизнь» и дополнительный
набор «Построй свою историю. Городская жизнь».
Замечательный набор с огромным количеством деталей, который даёт
неограниченные возможности для постройки различных общественных мест.
Конструктор «Городская жизнь» направит вашего ребенка в процессе
изучения общественной жизни, поможет развить навыки самовыражения и
изобретательности, а цветные кубики всех форм и размеров и различные
дополнительные элементы, такие как: цветы, окна, колеса, фигурки сделают
процесс ярким и интересным.
Каждый город — это сложный механизм со своими правилами,
потребностями и обществом.
23

С помощью набора «Городская жизнь» дети узнают:

как устроена жизнь города;

кто в нём живёт и работает;

как связаны жители между собой;

что такое общество;
 зачем городу транспорт и коммуникации.
Дети – тоже жители города и могут участвовать в культурной и
общественной жизни. А набор «Построй свою историю. Городская
жизнь» им обязательно в этом поможет!
Ребят ждут рассказы про:
 магазины и больницы;
 общественный транспорт и городские службы;
 здания и предприятия;
 сферу услуг и управления;
 городские профессии;
 культурную и общественную жизнь города.
Набор LEGO «Построй свою историю. Работники муниципальных
служб».
В этом наборе ребенок найдет фигурки людей, с которыми мы
сталкиваемся в повседневной жизни.
Разработчики потрудились над созданием этого конструктора Лего и для
каждого служащего предусмотрели подходящие аксессуары: рюкзак,
велосипед, ноутбук, животных, пищевые продукты.
Ребенок познакомится с социальной ролью различных членов общества и
изучит функции коммунальных предприятий, обогатит свой словарь и научится
уважать людей разных профессий, а также ценить результаты их деятельности.
Способы и направления поддержки детской инициативы.
Основной движущей
силой
дополнительного
образовательного
процесса в дошкольном возрасте является сам ребенок, его самостоятельная
пробно-продуктивная активность.
Организация дополнительного образовательного процесса включает две
основные задачи:
1) создание и поддержку психологического фона, благоприятствующего
актуализации самостоятельной активности ребенка;
2) поддержку и направление этой активности сообразно целям развития.
- Проблемно-игровые ситуации (ПИС) представляют собой игровую
ситуацию, в которую включена проблемная задача. ПИС в силу своего игрового
начала, ставит ребенка и взрослого в равно активную субъектную позицию. У
ребенка при выполнении игрового задания, возникает потребность найти,
открыть или усвоить новое, ранее неизвестное знание или способ действия.
Игровое начало создает дополнительную мотивацию, снижает
тревожность, боязнь ошибок.
Игровые проблемно-практические ситуации. После постановки
проблемной задачи, необходимо дать детям возможность, совершить
практические действия, пусть даже и не приведшие к результату, и только
24

потом включиться в обсуждение: почему не получилось, как сделать, чтобы
получилось. Такого рода обсуждения побуждают
детей
к
решению
вопроса
на
теоретическом
уровне,
побуждают к планированию
собственных действия, выдвижению гипотезы, распределению обязанностей.
Развивающие ситуации. РС служат не только для того, чтобы
познакомить детей с новыми средствами и способами взаимодействия с миром,
но и для того, чтобы помочь им осознать (рефлексировать) использование
этих средств и способов. Выяснить, какие именно средства и способы
следует использовать, каким образом, что это дает для решения той или иной
поставленной задачи.
Рефлексивные ситуации – «разрывание» того или иного
процесса. Перед ребенком встают такие вопросы: Как сделать? Как получилось
(удалось)?
 Как ты догадался (узнал)? По каким признакам? Что для этого сделал?
 Почему ты так думаешь?
 Кто думает по-другому?
После того, как выясняется, чего именно не хватало для решения задачи,
взрослый дает детям возможность познакомиться с недостающими для ее
решения средствами и способами, фиксируя их в речи, обозначая словесно,
воплощая в простейших моделях.
Самостоятельность детей увеличивается, если в работе учитываются
следующие этапы: «Вот что и как мы будем делать» - этап, когда взрослый
ставит перед ребенком цель,
предлагает
ему
средства
ее
достижения,
показывает
очередность и последовательность действия,
помогает их контролировать и корректировать.
«Что и как мы сделаем» - этап, на котором взрослый и ребенок
осуществляет действие совместно.
«Что мы собираемся делать? Как это сделать?» - комбинированный
вариант: ребенку предоставляется максимальная самостоятельность, на
которую
он
способен и, в то же время, помощь взрослого по мере
необходимости.
«Что и как ты собираешься делать?» – этап самостоятельных действия
ребенка при постановке цели, выборе средств, планировании их применения,
при выполнении, коррекции и контроле своих действий.
Организация диалогового общения в различных видах детской
деятельности.
Диалог – личностное взаимодействие партнеров, где человек выражает
себя.
2.2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников и социальными партнерами
Результат воспитания может быть успешным только при условии, если
педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они
воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть
25

положено единство стремлений, взглядов на
образовательный
процесс,
выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также
пути достижения намеченных результатов.
Родители
готовы
поддержать
начинания
педагогов,
направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка,
посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а,
следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей,
развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков
проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.
Формы работы с родителями по познавательному развитию детей:
 Наблюдение за детьми на занятиях (видеозапись). Использование
видеоматериалов с целью проведения индивидуальных консультаций с
родителями, где анализируется интеллектуальная активность ребенка, его
познавательные интересы, степень работоспособности, развитие речи,
умения
общаться со сверстниками. Выявление причин негативных
тенденций и совместный с родителями поиск путей их преодоления.
 Создание в группе при поддержке родителей выставок "Вторая жизнь
вещей", "История вещей", "История изобретений" с целью расширения
кругозора дошкольников.
 Организация выставок "Наши увлечения" с целью формирования у детей
умения самостоятельно занять себя и содержательно организовать досуг.
 Составление альбомов с иллюстрациями, открытками и вырезками по темам
(Лего-конструирование).
 Участие родителей в организации в дошкольном учреждении встреч
детей с представителями разных профессий с целью обогащения знаний
дошкольников и формирования уважительного отношения к людям труда.
 Леготека в детском саду с приглашением родителей и других членов семьи.
 Проведение практикумов для родителей - знакомство с различными
техниками ЛЕГО-конструирования.
Формы работы с родителями по речевому развитию детей:
 Совместная работа родителей, педагогов и детей по подготовке тематических
бесед "Мои любимые игры и игрушки", "Игрушки из бросового материала",
"Игры маминого детства", по организации выставки семейных игрушечных
реликвий на тему "Друзья детства".
Формы работы с родителями по художественно-эстетическому развитию
детей:
 Проведение тематических консультаций для родителей по разным
направлениям художественно-эстетического воспитания
ребенка
("Как
познакомить детей с различными видами конструирования", "Как создать дома
условия для развития творческих способностей детей", "Развитие креативности
дошкольника").
 Организация выставок детских работ и совместных тематических выставок
26

детей и родителей.
Направления и формы работы с семьей по физическому развитию и
воспитанию здорового ребенка:
Обучение конкретным приемам развития мелкой моторики рук.

27

III.

Организационный раздел

3.1. Организационно-педагогические условия реализации образовательной
программы дополнительного образования
Требования к условиям включают требования к психологопедагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям
реализации
дополнительной
общеобразовательной
программы
–
дополнительной общеразвивающей программы, а также к развивающей
предметно-пространственной среде.
Для
успешной
реализации
дополнительной
общеразвивающей
программы «ЛЕГО-конструирование»
должны
быть обеспечены
следующие психолого-педагогические условия:
 Уважение
взрослых
к
человеческому
достоинству
детей,
формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в
собственных возможностях и способностях;
 Использование в образовательной деятельности форм и методов работы
с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям
(недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного
замедления развития детей);
 Построение
образовательной
деятельности
на
основе
взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и
возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его
развития;
 Поддержка
взрослыми
положительного,
доброжелательного
отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных
видах деятельности;
 Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических
для них видах деятельности;
 Возможность выбора детьми материалов, видов активности,
участников совместной деятельности и общения;
 Поддержка родителей (законных
представителей) в воспитании
детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в
образовательную деятельность.
3.2. Оценочные материалы достижения детьми планируемых результатов
освоения
дополнительной
общеобразовательной
программы
–
дополнительной
общеразвивающей
программы
«ЛЕГОконструирование».
Диагностика освоения в ДОУ дополнительной общеобразовательной
программы – дополнительной общеразвивающей программы «ЛЕГОконструирование» включает следующие блоки информации о результатах
деятельности:

воспитание и образование дошкольников в соответствии с
дополнительной общеобразовательной программой – дополнительной
28

общеразвивающей программой;

методическое обеспечение дополнительного образовательного
процесса;

материально-техническое и финансовое состояние.
Изучение результативности работы педагогов строится на основе:
входной и итоговой (результат каждой возрастной ступени дошкольного
образования) педагогической диагностики развития каждого воспитанника.
В диагностике используются специальные диагностические таблицы, с
помощью которых можно отследить изменения в личности ребенка и
определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по
совершенствованию его индивидуальных особенностей. (Диагностический
инструментарий Е. В. Фешиной из методического пособия «ЛЕГОконструирование в детском саду» - М., ТЦ «Сфера», 2018 г.).
Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно
наблюдается в его деятельности, воспитатель ставит показатель «часто».
Если тот или иной показатель находится в состоянии становления,
проявляется неустойчиво, ставится показатель «иногда». Эти два показателя
отражают состояние нормы развития и освоения дополнительной
образовательной программы, и проведения дальнейшей специальной
диагностической работы по высокоформализованным методикам не требуется.
Если тот или иной показатель не проявляется в деятельности
ребенка (ни в совместной со взрослыми, ни в самостоятельной деятельности),
возможно создание специальных ситуаций, провоцирующих его проявление
(воспитатель может предложить соответствующее задание, попросить ребенка
что-либо сделать и т.д.). Если же указанный показатель не проявляется ни в
одной из ситуаций, ставится «редко».
Результаты мониторинга к концу каждого психологического возраста
интерпретируются следующим образом.
Преобладание оценок «часто» свидетельствует об успешном освоении
детьми требований дополнительной образовательной программы.
Если по каким-то направлениям преобладают оценки «иногда», следует
усилить индивидуальную педагогическую работу с ребенком по данным
направлениям с учетом выявленных проблем в текущем и следующем
учебном году, а также взаимодействие с семьей по реализации
дополнительной образовательной программы.
Если по каким-то направлениям присутствуют оценки «редко», процесс
диагностирования переходит на второй уровень, предполагающий проведение
комплексного психологического диагностического обследования.
Предполагается применение различных методов оценки: наблюдение за
детьми, изучение
продуктов
их
деятельности
(построек),
несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребенку, проведения
дидактических игр, предложения небольших заданий), беседы, проекты.

29

Диагностическая карта в младшем возрасте
ФИ
реб

Называет
детали

Работает
по

Строит
сложные

Строит
по

Строит
подгрупп

енк

конструк

схемам

постройк

творческ

ами

а

тора

и

ому
замыслу

Строит по
образцу

Строит
по

Умение
рассказ

инструк

ать о

ции

построй
ке

30

3.3. Учебный план
Занятия с детьми проводятся два раз в неделю. Занятия
проводятся подгруппами по 10-15 детей.
№

Тема

Количество часов
Всего:
Теория
25
8

Практика
17

1.

Конструирование по образцу

2.

Преобразование образца по
условиям
Конструирование по условиям
Конструирование по замыслу

15

5

10

16
8

Итого:

64

4
2
19

12
6
45

3.
4.

Основные формы занятий в младшем возрасте – моделирование по схеме,
замыслу, образцу. Со второго полугодия дети работают над проектами. Проект
дает ребенку возможность экспериментировать. Создавать собственный мир,
повысить самооценку и учит работать в коллективе. Дети приобретают опыт в
процессе общения друг с другом, учатся уважать мнение и работу других детей.
3.4. Методические материалы и средства обучения и воспитания
Социальнокоммуникативное
направление развития
детей

Познавательное
направление развития
детей

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду»
Л. С. Римашевская «Технология развития навыков сотрудничества
у старших дошкольников» - М., Центр педагогического
образования, 2007
Е. М. Фадеева «Развитие навыков сотрудничества у
дошкольников» - Нытва, 2008
Е. С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ» - М.,
Сфера, 2006
В. А. Деркунская, А. Н. Харчевникова «Педагогическое
сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 4-5 лет» - М., Центр
педагогического образования, 2012
В. А. Деркунская, А. Н. Харчевникова «Игровые приемы и
коммуникационные игры для детей старшего дошкольного
возраста» - М., Центр педагогического образования, 2012
В. А. Деркунская «Проектная деятельность дошкольников» - М.,
Центр педагогического образования, 2012
Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду»
Т. И. Ерофеева «Сказки для любознательных» (все возрастные
группы) - М., Просвещение, 2012
В. Н. Журавлева «Проектная деятельность старших
дошкольников» - Волгоград: Учитель, 2011

31

Речевое направление
развития детей

Художественноэстетическое направление
развития детей

Физическое
направление развития
детей

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду»
О. А. Бизикова Развитие диалогической речи дошкольников в игре
- М. «Скрипторий», 2008
А. В. Чулкова Формирование диалога у дошкольников
- Ростов-на-Дону, Феникс, 2008
Л. В. Чернецкая Развитие коммуникативных способностей
у дошкольников - Ростов-на-Дону, Феникс, 2005
Л. Г. Парамонова Стихи для развития речи - С-П., Дельта, 2005
Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду»
Т. И. Гризик «Умелые пальчики» 5-7 лет - М., Просвещение, 2012

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду»
Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 37 лет.
– М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010

Оснащение и оборудование ЛЕГО-кабинета
 Столы для конструирования
Оборудование для
 Стеллажи для хранения конструктора
конструктивной
 Контейнера для сортировки конструктора
деятельности
 Конструктор LEGO «Построй свою историю»
 Конструктор LEGO «Построй свою историю.
Сказки.»
 Конструктор LEGO «Построй свою историю.
Космос.»
 Конструктор LEGO «Построй свою
историю. Городская жизнь.»
 Конструктор LEGO CREATIVE. Городские
жители
 Набор LEGO Работники муниципальных служб
 Набор LEGO «Кирпичики для творческих
занятий» - 2 шт.
 Набор LEGO «Окна, двери и черепица для
крыши»
 Набор LEGO «Декорации»
 Набор LEGO «Платы»
 Набор заданий ЛЕГО «Построй свою историю».

32

Приложение:
1. Игры для детей.

Роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются речь, память,
мышление умение работать в коллективе, помогать товарищу.
Название
Цель игры
Оборудование
игры
Чья команда Учить
строить
в Набор
ЛЕГОбыстрее
команде,
помогать конструктора,
построит
друг другу. Развивать образец.
интерес, внимание,
быстроту,
мелкую
моторику рук.

Найди такую Закреплять названия
же деталь, как деталей
ЛЕГОна карточке.
конструктора

Таинственный Учить
отгадывать
мешочек
детали конструктора
на ощупь

Разложи
детали
местам

Закреплять названия
по деталей
ЛЕГОконструктора

Ход игры

Дети объединяются в две команды.
Каждой команде дается образец
постройки, например, дом, машина
с
одинаковым
количеством
деталей. Ребенок за один раз может
прикрепить одну деталь. Дети по
очереди подбегают к столу.
Подбирают
нужную
деталь
и прикрепляют к постройке.
Побеждает команда, быстрее
построившая конструкцию.
Карточки, детали Дети по очереди берут карточку
ЛЕГОс
чертежом
детали
конструктора,
ЛЕГО-конструктора,
находят
плата.
такую
же
и
прикрепляют
ее на плату. В конце игры дети
придумывают название постройки.
Наборы деталей
Педагог
держит
мешочек
конструктора,
с деталями конструктора. Дети
мешочек
по очереди берут из него одну
деталь. Отгадывают и всем
показывают.
Коробочки,
Детям
даются
коробочки
детали
ЛЕГО- и конструктор. На каждого ребенка
конструктора
распределяют детали по две. Дети
(клювик, лапка, должны за короткое время собрать
овал, полукруг)
весь конструктор. Кто соберет
без ошибок, тот и выиграл.

33

Светофор

Назови
построй

1-й вариант
Педагог - «светофор», дети «автомобили». Педагог показывает
красный
свет,
«автомобили»
останавливаются,
желтый
–
приготавливаются, зеленый – едут.
2-й вариант
На красный свет дети приседают,
на желтый – поднимают руки
вверх, на зеленый – прыгают
на месте.
и Закреплять названия Набор
ЛЕГО- Педагог дает каждому ребенку
деталей
ЛЕГО- конструктора
по очереди деталь конструктора.
конструктора;
учить
Ребенок называет ее и оставляет
работать в коллективе
у себя. Когда каждый ребенок
соберет по две детали, педагог дает
задание построить из всех деталей
одну постройку, придумать
ей название и рассказать о ней.

ЛЕГОподарки

Не
бери
последний
кубик
Запомни
расположение

Закреплять значения Кирпичики
сигналов
светофора; ЛЕГО красного,
развивать внимание, желтого,
память
зеленого цвета.

поле,
Развивать интерес к Игровое
человечки
по
игре и внимание
количеству
игроков,
игральный кубик
(одна сторона с
цифрой 1, вторая
с
цифрой
2,
третья с цифрой
3, четвертая –
крестик
(пропускаем
ход)),
ЛЕГОподарки
Развивать внимание, Плата с башней
мышление

Развивать
память

Дети распределяют человечков
между собой. Ставят их на игровое
поле. Кидают по очереди кубик
и двигают человечков по часовой
стрелке.
Первый
человечек,
прошедший весь круг, выигрывает,
и ребенок выбирает себе подарок.
Игра продолжается, пока все
подарки не разберут.

Играют два ребенка, которые
по очереди снимают один или два
кирпичика с башни. Кто снимет
последний, тот проиграл.
внимание, Набор
ЛЕГО- Педагог
строит
какую-нибудь
конструктор,
постройку из восьми (не более)
платы у всех деталей. В течение короткого
игроков
времени
дети
запоминают
конструкцию,
потом
педагог
ее убирает, и дети пытаются
по памяти построить такую же.
Кто
выполнит
правильно,
тот выигрывает и становится
ведущим.
34

Построй, не Учить
строить
с Плата,
наборы
открывая глаз закрытыми
глазами, конструктора
развивать мелкую
моторику
рук,
выдержку
Рыба,
птица

зверь, Развивать
внимание

память, Кирпичик ЛЕГО

Перед
детьми
лежат
плата
и конструктор. Дети закрывают
глаза и пытаются что-нибудь
построить. У кого интереснее
получиться постройка, того
поощряют.
Педагог держит в руках кирпичик
ЛЕГО. Дети стоят в кругу. Педагог
ходит по кругу, дает по очереди
всем детям кирпичик и говорит:
«Рыба». Ребенок должен сказать
название любой рыбы, затем дает
другому и говорит:
«Птица»
или «Зверь». Кто ошибается или
повторяет, выбывает из игры.

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».