Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности Вокал

Содержание
1. Целевой раздел
Пояснительная записка
1.1.
Цели и задачи реализации программы
1.2.
Принципы и подходы к формированию программы
1.3.
Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей развития
детей дошкольного возраста
1.4.
Целевые ориентиры освоения детьми программы дополнительного
образования
2. Содержательный раздел
2.1.
Содержание, формы, способы, методы и средства образовательной
деятельности по освоению дополнительной Программы
2.2.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников исоциальными партнерами
3. Организационный раздел
3.1.
Организационно-педагогические условия реализации образовательной
программы дополнительного образования
3.2.
Материально-техническое обеспечение программы
3.3.
Учебный план
Приложение: Цикл занятий с детьми с 3-7 лет
Приложение: Примерный репертуар

2

3
3
4
5
6
8
9
9
16
18
18
18
19

Целевой раздел
Пояснительная записка
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим
потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у
ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности:
интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не
возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того
успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции,
обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со
сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно
важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы
голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал
себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке
певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному
пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в
кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов,
восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус,
возрастает качество иммунных процессов.
Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих
способностей, исполнительского мастерства.
Данная программа поможет сформировать у дошкольников навыки вокальной техники с
элементами хореографии, а также нравственно-волевые качества личности: настойчивость в
достижении результата, выдержку, умение контролировать свои движения, действовать в
коллективе. Программа обеспечивает укрепление физического, психического и психологического
здоровья детей.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественноэстетической направленности «Вокал» (далее по тексту – программа «Вокал») Муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад № 348 (далее – МБДОУ –
детский сад № 348) разработана в соответствии с законодательными нормативными документами:
1.

− Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» 29декабря 2012 г. № 273ФЗ;
− Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об
утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего
образования»;
− Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
− Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. №
09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы);
− Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
3

сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молдежи»;
− Уставом МБДОУ – детский сад № 348.
При разработке программы были изучены и проработаны следующие авторские программы:
по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» (авторы И. Каплунова, И.
Новоскольцева), программы Э.П. Костиной «Камертон» ,музыкальная ритмика «Топ-хлоп» Е.
Железневой, «Танцевальная мозаика» Е. Мартыненко, «Талант – восьмое чудо света» М.
Опришко.
Структурно программа представлена тремя основными разделами: целевым,
содержательным и организационным разделом.
1.1. Цели и задачи реализации программы
 Педагогическая – обеспечить условия для развития творческих способностей детей.
 Образовательная – формировать основы певческой, сценической и общемузыкальной
культуры (умение правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения,
постепенно расширяя диапазон, петь выразительно, передавая характер, настроение, интонации
песни, а также свое отношение к музыкальному образу, содержанию песни).
 Развивающая - развивать способы певческих умений: правильную осанку, правильное
певческое дыхание, четкую дикцию и артикуляцию, чистое интонирование отдельных фраз,
напевное и отрывистое пение, слаженность пения; развивать музыкальные способности и
музыкально-слуховые представления через целостное и дифференцированное восприятие средств
выразительности песен (музыкальных — темп, регистр, динамика, ритм, ладовое чувство, тембр;
немузыкальных — выразительные мимика, жесты, движения, поза исполнителя).
 Воспитывающая - поддерживать интерес к восприятию песен, содействовать
эстетическому наслаждению при их слушании и исполнении; побуждать к сопереживанию
содержания песни, к эмоциональной отзывчивости; побуждать к песенному творчеству и
самовыражению (песенной импровизации своего имени, импровизации интонаций (просьбы,
гнева), импровизации песни, танца, марша).
Задачи:
1. Формирование интереса к вокальному искусству;
2. Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя
диапазон;
3. Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса;
4. Развитие умений различать звуки по высоте;
5. Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания,
артикуляции;
6. Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни;
7. Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным
голосом, без напряжения);
8. Совершенствование вокально-хоровых навыков.

4

1.2. Принципы и подходы к формированию программы
В программу заложены принципы музыкальной педагогики Карла Орфа – ценность
заключается в том, что они являются одной из эффективных форм психологического переключения
во время занятий; развивают двигательные способности, музыкальную память, чувств ритма, речевое
интонирование, развитие музыкального слуха.
Классические методики, которые используются при реализации программы, позволяют
научить воспитанников слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую
природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.
Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая
индивидуальность, обладающая свойственными только ей психичскими, вокальными и прочими
особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к
методам их развития.
Принципы педагогического процесса:
 Принцип полноты и целостности музыкального образования детей;
 Принцип деятельностного подхода;
 Принцип культуросообразности;
 Принцип последовательности;
 Принцип системности;
 Принцип интеграции;
 Принцип развивающего обучения;
 Принцип гуманизации;
 Принцип сотрудничества;
 Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи.
В основу разработки программы «Вокал» положены технологии, ориентированные на
формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- компетентностного и деятельностного подхода.
1.3. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей развития детей
дошкольного возраста
В три года у детей повышается чувствительность, возможность более точного различения
свойств предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные
различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести
несложную мелодию.
Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит
переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к нагляднообразному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание
заниматься музыкой, активно действовать.

5

К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть
маленькую песенку. Они владеют многими движениями, которые позволяют в известной степени
самостоятельно плясать и играть.
Дети 4-5 лет проявляют уже большую самостоятельность и активную любознательность. Это
период вопросов. Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями, событиями, делать
простейшие обобщения, в том числе и по отношению к музыке. Он понимает, что колыбельную
песню надо петь тихо, не спеша, а веселую песенку – звонко и подвижно.
Ребенок этого возраста наблюдателен, он уже способен определить, какая исполняется
музыка: веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; на каком
инструменте играют (рояль, скрипка, баян). Ему понятны требования, как надо спеть песню, как
двигаться в пляске.
Голосовой аппарат ребенка укрепляется, поэтому голос приобретает некоторую звонкость,
подвижность. Значительно укрепляется двигательный аппарат.
Освоение основных видов движений (ходьба, бег, прыжки) в процессе занятий
физкультурой дает возможность шире их использовать в музыкально-ритмических играх, танцах.
Дети способны запомнить последовательность движений, прислушиваясь к музыке.
В этом возрасте более отчетливо выявляются интересы к разным видам музыкальной
деятельности.
Дети 5-6 лет на фоне их общего развития достигают новых по качеству результатов. Они
способны выделять и сравнивать признаки отдельных явлений, в том числе и музыкальных,
устанавливать между ними связи. Восприятие носит более целенаправленный характер:
отчетливее проявляются интересы, способность даже мотивировать свои музыкальные
предпочтения, свою оценку произведений.
В этом возрасте ребята не только предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности,
но и избирательно относятся к различным ее сторонам. Например, они больше любят танцевать,
чем водить хороводы, у них появляются любимые песни, игры, хороводы, пляски. Могут
объяснить, как исполняется (например, лирическая) песня: «Нужно спеть красиво, протяжно,
ласково, нежно».
На основе опыта слушания музыки дети способны к некоторым обобщениям несложных
музыкальных явлений.
Так, о музыкальном вступлении ребенок говорит: «Это играется вначале, когда мы еще не
начали петь». Значительно укрепляются голосовые связки ребенка, налаживается вокальнослуховая координация, и расширяются слуховые ощущения. У некоторых детей пяти лет голос
приобретает звонкое, высокое звучание, появляется более определенный тембр. Дети начинают
проявлять в движении ловкость, быстроту, умение двигаться и ориентироваться в пространстве,
внимательнее реагируют на звучание музыки, лучше согласовывают движения с ее характером,
формой, динамикой.
Благодаря возросшим возможностям, дети лучше усваивают все виды музыкальной
деятельности: слушание музыки, пение, ритмические движения. Постепенно они овладевают и
навыками игры на детских музыкальных инструментах. Усваивают простейшие сведения по
музыкальной грамоте. Все это является базой для разностороннего музыкального развития
ребенка
Седьмой год жизни является очень важным и ответственным в жизни ребенка в плане его
становления как личности, а также в связи с подготовкой к предстоящему обучению в школе. У
ребенка активно развивается мышление, воображение, память, речь. Все это способствует
активному музыкальному развитию. К концу пребывания в детском саду у дошкольников
6

накапливается достаточно большой запас музыкальных впечатлений и элементарных знаний о
музыке.
Так, они различают музыкальные произведения разных жанров, стилей, эпох, узнают и
называют знакомые произведения отечественных и зарубежных композиторов - классиков.
Интерес к восприятию - слушанию музыки становится достаточно устойчивым. У большинства
детей имеются собственные музыкальные предпочтения. Слушая музыкальные произведения, они
способны их сравнивать, анализировать, оценивать, мотивируя свою оценку.
В этом возрасте продолжается развитие основных (ладовое чувство, чувство ритма,
музыкально - слуховые представления) и специальных ( способности к исполнительским видам
деятельности- певческой, музыкально- ритмической, игре на инструментах, творческой)
музыкальных способностей. Развиваются и совершенствуются музыкально-сенсорные
способности. Совершенствуется голосовой и дыхательный аппарат.
В связи с этим расширяются певческие возможности детей. Певческий диапазон
расширяется в пределах от до первой октавы - ре, редиез второй октавы. Исполнение песен
приобретает большую выразительность, напевность. Дети с удовольствием поют коллективно,
небольшими ансамблями, индивидуально (соло) как в сопровождении инструмента, так и без
сопровождения. У них появляются любимые песни, и возникает потребность в их повторном
исполнении.
Активное
физическое
развитие
способствует
более
успешному
развитию
музыкальноритмической деятельности. Движения становятся координированными.
Дети способны двигаться достаточно четко, ритмично, пластично, эмоционально отзываясь
на музыку, согласовывая движения с ее характером, особенностями звучания.
Дети овладевают большим запасом танцевальных и образно - игровых движений. Различают
жанры танцевальной музыки (народная плясовая, полька, вальс, мазурка, полонез и т.д.),
запоминают более сложные танцевальные композиции, используют знакомые танцевальные
элементы в свободных плясках и танцах.
В музыкальных играх обнаруживают хорошую реакцию, способность внимательно слушать
музыку и менять движения со сменой ее частей, характером звучания. Образные движения,
которыми дети изображают персонажей игр, сказок, становятся очень яркими, выразительными,
оригинальными. В игре на инструментах продолжается совершенствование навыков и приемов
исполнения. Расширяются знания и представления детей о различных группах инструментов
оркестра. Расширяется исполнительский репертуар.
Дети, объединяясь в небольшие ансамбли, с удовольствием исполняют его не только на
занятиях, но и во время праздников, развлечений. В случае систематической и целенаправленной
работы возможно создание детского оркестра, в котором активное участие могут принимать
практически все дети данной возрастной группы. Активно развиваются музыкально - творческие
способности детей, появляющиеся во всех видах музыкальной деятельности: в восприятии музыки
благодаря более развитому воображению и накоплению музыкальных и жизненных впечатлений
дети способны творчески воспринимать программную музыку, по- своему интерпретировать ее,
выражая собственное отношение с помощью рисунков, выразительных жестов, мимики,
движений.
Яркими и интересными становятся певческие импровизации детей. Они все более носят не
подражательный, а оригинальный характер. Так же ярко, неординарно большинство детей
способно проявить себя в танцевальном и музыкально-игровом творчестве, создавая образы
людей, животных, персонажей сказок, песен не только на основе собственной фантазии, но и
опираясь, прежде всего на музыкальный материал, особенности развития музыкально образа.
7

Творчество проявляется и в игре на музыкальных инструментах. Дети музицируют и
самостоятельно, и в условиях специальных творческих заданий, сочиняя свой ритм, свою 11
мелодическую интонацию, подбирая музыкальные инструменты для оркестровки песни,
музыкальной пьесы, драматизации сказки.
1.4. Целевые ориентиры освоения детьми образовательной программы дополнительного
образования
Основополагающий принцип проведения занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения.
Именно музыка является организующим и руководящим началом. В работу вокального кружка
включены и логоритмические упражнения: - логопедическую (артикуляционную) гимнастику –
комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, - пальчиковую
гимнастику для развития мелкой моторики, чистоговорки для автоматизации и дифференциации
всех звуков, - упражнения под музыку на развитие общей моторики, - музыкальные игры,
способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве, коммуникативные игры.
Личностными результатами программы является формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные,
учебно – познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие эмоционально - ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
- позитивная оценка своих музыкально - творческих способностей.
Регулятивные УУД:
- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной
форме;
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- умение целостно представлять истоки возникновения музыкального искусства.
Познавательные УУД:
- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и
изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
- умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями
музыки и изобразительного искусства;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебника;
- формирование целостного представления о возникновении и существовании музыкального
искусства.
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со
сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
- участие в музыкальной жизни объединения;
- умение применять знания о музыке вне учебного процесса.

8

2. Содержательный раздел
2.1. Содержание, формы, способы, методы и средства образовательной деятельности
по освоению дополнительной Программы
Общеизвестно, что успешное освоение детьми содержания программы во многом зависит не
только от ее качества, но также и от профессионализма педагогов, продумывающих
эффективность музыкально-педагогическогопроцесса ДОУ.
Наиболее продуктивной настоящее время является личностно- ориентированная модель
музыкально-педагогического процесса, в которой предусматривается индивидуальный подход к
каждому ребенку, субъектные партнерские взаимодействия детей и педагогов, реализуемые на
фоне благоприятного психологического климата и эмоционального комфорта каждого ребенка.
Такие взаимодействия предполагают некоторые новые подходы к различным формам
организации музыкальной деятельности детей:
возникновение занимательных для детей игровых ситуаций (принесли письмо, влетел листочек
с дерева и т. п.), в процессе разрешения которых формируется мотивация к предстоящему занятию;
сюжетное занятие, в течение которого ход игрового действия разворачиваются на основе
сквозной сюжетной линии (например, прогулкав лес и т. п.);
игры для поддержания интереса детей на протяжении всего занятия.
Особенно важно, чтобы музыкальные занятия проходили всегда на положительном
эмоциональном фоне и дети не «учили музыку», а увлеченно занимались ею и были достойно
оценены педагогом. Это необходимо для успешного развития личности каждого ребенка.
Непременным условием для ее успешности является музыкальнаяпредметно-развивающая
среда, и в первую очередь наличие в группе магнитофона. Так, например, для системного усвоения
новой песни, с которой дети познакомились на занятии, необходимо, чтобы они потом слышали
эту песню в группе и дома в записи. Это хорошо закрепляет у детей музыкально- слуховые
певческие представления о данной песне и помогает им быстрее усваивать ее.
Другим новшеством в музыкально-педагогическом процессе ДОУ являются регулярно
проводимые концерты «Дети для детей», на которых встречаются дети разных групп. На таких
концертах дети с удовольствием воспринимают выступления сверстников, а взрослые дают
комментарии к этим концертным номерам.
Для реализации программы также предусматривается иной, ненасильственный подход к
процессу подготовки и проведения праздничных концертов: основной груз ложится на плечи
взрослых — педагогов и родителей, а дети подключаются к их деятельности и с удовольствием
участвуют в праздничном мероприятии, радуясь непринужденной атмосфере.

9

Основной формой организации деятельности детей являются кружковыезанятия с октября
по апрель, 2 раза в неделю, во второй половине дня, в музыкальном зале.
Работа вокального кружка строится на единых принципах и обеспечивает целостность
педагогического процесса. Непосредственно образовательная деятельность кружка проводятся в
соответствии с рекомендуемой продолжительностью режимных моментов для возрастных групп
детского сада; объемом учебной нагрузки с учетом требований СП 2.4.3648-20.
Продолжительность занятия:
младшие, средние группы – 15-20 минут;
старшие, подготовительные группы – 25-30 минут.
Состав вокального кружка формируется с учетом возрастных особенностей детей и
результатов диагностики уровня развития их певческих навыков.
Наполняемость группы на занятиях 10-15 детей.
Формы организации образовательной деятельности вокального кружка:
индивидуальные и групповые занятия;
концертные выступления в ДОО, участие в городских конкурсах и мероприятиях.
На занятиях используется интеграция разных видов деятельности (восприятие музыки,
пение, вокально-интонационные, дыхательные упражнения, музыкально-дидактические игры,
элементы танцевальных движений, игра на детских музыкальных инструментах), сочетание
разных видов искусства (музыка, художественное слово, изобразительное искусство).
Каждое занятие состоит из следующих структурных компонентов:
1. Вводная часть.
2. Основная часть.
3. Заключительная часть.
1. Вводная часть (5 минут):
Музыкальное приветствие, коммуникативные игры для создания положительного
эмоционального настроя.
2. Основная часть (15-20 минут):
Распевание, вокальные упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата детей к
разучиванию и исполнению вокальных произведений:
упражнения, формирующие правильную певческую установку и дыхание (правильное
положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя);
дыхательные упражнения (дыхание брать перед началом песни и между музыкальными
фразами, удерживать его до конца фразы, не разрывать слова);
упражнения, формирующие правильное звукообразование, звуковедение (развитие слуховых
ощущений и умения использовать резонаторы, мягкая атака звука, приѐмы звуковедения на
legato, non legato, staccato, выработка кантиленного пения);
упражнения для работы над интонацией (точность воспроизведения мелодии, понятие высоты
звука);
упражнения для развития чувства лада (ощущение детьми лада и умения опираться на
устойчивые ступени лада);
вокально-артикуляционные упражнения для развития и овладения навыками певческой
артикуляции и дикции (правильная работа органов речи при произношении звука, ясное,
разборчивое произнесение текста);
попевки, распевки для расширения диапазона голоса;
упражнения для работы над динамикой (знакомство с динамическими оттенками piano, forte,
10

crescendo, diminuendo, спокойное, некрикливое пение, выработка активного piano);
упражнения для развития чувства ритма (прохлопывание ритма, работа с ритмоформулами и
ритмослогами, узнавание попевок по графическому изображению).
Работа над песней (один из этапов).
1 этап. Разучивание песни.
знакомство с песней в исполнении педагога, слушание, восприятие, беседа о характере,
образном содержании, элементах выразительности;
разучивание песни (отдельных фраз и мелодий в удобной тесситуре, сначала без
сопровождения, потом с сопровождением).

2 этап. Закрепление текста.
проговаривание текста в ритме песни негромко или шепотом;
беззвучная активная артикуляция при мысленном пении с опорой навнешнее звучание;
пение «эхом» (педагог поет фразу, дети повторяют);
игра «Я и вы» (перемежающееся пение по цепочке).

3 этап. Работа

над качеством исполнения (достижение
ансамбля –
интонационного, ритмического, динамического, тембрового, дикционного и др.).
пение на звук «у» для выравнивания унисона;
пение a capella для установления чистого хорового строя;
пропевание наиболее сложных фрагментов со словами или вокализацией для уточнения
интонации;
моделирование высоты звука рукой, схемой, рисунком в интонационно сложном фрагменте;
метод мысленного пения, активизирующий слуховое внимание,направленное на восприятие и
запоминание звукового эталонаподражания;
использование детских музыкальных инструментов для активизации слухового внимания и
достижения ритмического ансамбля;
пение с ритмическим аккомпанементом с целью создания единого темпового ансамбля;
вокализация песен на слог «лю» для выравнивания тембрового звучания;
задержка на одном звуке по дирижерскому показу, выполняемомупедагогом, для
достижения тембрового и интонационного единства.
пение по фразам вслух и про себя для понимания структуры песни.

4 этап. Закрепление песни (вариативное повторение за счет способа звуковедения,
динамики, тембра, вокализируемого слога, эмоциональнойвыразительности).
пение по подгруппам, по рядам, по показу педагога;
игра «Спрячем мелодию» (пение про себя и вслух);
игра «Чей ряд знает лучше слова песни?» (каждый ряд поет по куплету, припевы можно
вместе);
игра «Дирижер» (дирижирует педагог или ребенок);
игра «Поиграем с песенкой» для пения по цепочке с передачей игрушки (поет ребенок, у
которого игрушка);
игра «Волшебная палочка» (поет ребенок, которого коснется
«волшебная палочка»);
пение с жестовым сопровождением;
игра «Телеконцерт» (ребенок-солист поет в «телевизоре»);
игра «Фабрика звезд» (пение с микрофоном);
11

инсценирование песен;
пение от лица разных персонажей.
5 этап. Концертное исполнение (работа над выразительным артистичнымисполнением
песни).
пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают егоболее эмоциональным
и запоминающимся;
пение в ансамбле или сольно, с аккомпанементом или без него, всоответствующем характере,
темпе, динамике;
пение с ритмическим
аккомпанементом
с использованием
детских
музыкальных инструментов;
подбор сценического оформления (костюмы, аксессуары, декорации).
3. Заключительная часть. (5 минут)
Подведение итога занятия. Музыкальная игра. Прощание.
Способы, методы и средства по освоению дополнительной программы:
Игровой метод:
игры и упражнения на развитие голоса, артикуляции, певческого дыхания;
развивающие игры с голосом;
игры – превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;
театральные, мимические этюды;
игры: музыкальные, на развитие песенного творчества;
музыкально-дидактические и коммуникативные игры и упражнения.
Словесный метод:
беседы, направленные на ознакомление с правильными певческими установками,
эмоциональное восприятие художественно-образного содержания вокальных произведений;
скороговорки на развитие дикции;
творческие игры со словом.
Наглядный метод:
наглядно-слуховой метод (включает приемы выразительного исполнения песен, попевок
педагогом);
наглядно-зрительный (включает показ иллюстраций к песням, музыкально- дидактическим
играм);
Практический:
песни-миниатюры;
упражнения на формирование правильной певческой осанки, развитие дикции, дыхания,
артикуляции;
песенные импровизации (разыгрывание маленьких музыкальных сценок, для развития
песенного творчества).

12

Перспективное планирование в младшей, средней группах
Месяц
Тема
Образовательные задачи
занятий
Октябрь

Ноябрь

Декабрь

1 неделя
Введение.
Давайте
познакомимся
2 неделя
«где живет
мой голос?»

Познакомиться с детьми. Заинтересовать их в
занятиях, дать детям представление о кружке,
его названии.

Познакомить детей:
- голосовым аппаратом;
- певческой установкой;
- певческим дыханием.
Разучивание песен об осени. Формировать
3 неделя
«Осень, осень в умение петь естественным звуком,
гости просим!» выразительно, отчетливо пропевать гласные
и согласные в словах.
Познакомить с русскими народными
4 неделя
«Детский
песнями, прибаутками, потешками. Развивать
фольклор»
певческий голос, способствовать
правильному звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.
Вспоминать песни из мультфильмов.
1 неделя
«МультиРаботать над текстом, дыханием, дикцией.
пелки»
Преодолевать дефекты речи.
Учить детей петь в ансамбле, в едином темпе,
2 неделя
«Когда в
вместе брать дыхание, прислушиваться друг
товарищах
к другу.
согласья нет,
или что такое
ансамбль?»
Разучивание колыбельных песен. Работа над
3 неделя
«Колыбельные кантиленой. Расширять диапазон детского
песни»
голоса. Учить точно, попадать на первый
звук. Самостоятельно попадать в тонику в
окончании песни.
Работа над ритмом. Выполнять паузы, точно
4 неделя
«Длинные и
передавать ритмический рисунок. Петь
короткие
легким, подвижным звуком с музыкальным
звуки»
сопровождением.
Побуждать детей к активной вокальной
1,2 неделя
«Мы –
деятельности. Певческое раскрепощение.
артисты»
Работа над эмоциями. Пение с движениями.
Способствовать развитию у детей
выразительного пения, без напряжения,
плавно, напевно.
13

Итоговое
мероприятие
Выступление на
праздничном
осеннем
развлечении

Музыкальная
гостиная
«Песенка –
чудесенка»

Творческий
концерт для
родителей «
Декабрьские
вечера»

Январь

Февраль

Март

Апрель

3, 4 неделя
«К нам
приходит
Новый год»
Подготовка,
репетиции к
концерту
2,3 неделя
«ЗимушкаЗабавущка»
4 неделя
«Я дарю тебе
улыбку»
1,2 неделя
«лучше папы
друга нет»
3,4 неделя
«Маме песенку
спою»
1 неделя
«8 марта»
Подготовка,
репетиции к
концерту.
2,3 неделя
«Мы весну
встречаем»
1,2 неделя
«Есть у
солнышка
друзья»
3,4 неделя
«апрельская
капель».
Подготовка,
репетиции к
отчетному
концерту

Работа над выразительностью, эмоциями.
Формировать сценическую культуру пения.

Вокально-хоровая работа. Разучивание песен
о зиме.
Работа над выразительным, эмоциональным
исполнением.
Разучивание песен о папе.

Музыкальная
гостиная «голоса
музыкальных
инструментов»

Концерт для мам
и бабушек к 8
марта

Разучивание песен о маме, бабушке.

Формирование сценической культуры пения.

Разучивание песен о весне.

Песни о дружбе, детстве. Работа над
эмоциональным исполнением.

Повторение песен к отчетному концерту.

14

Отчетный
творческий
концерт
«Апрельская
капель»

Перспективное планирование в старшей, подготовительной группах
Месяц

Тема
занятий

Образовательные задачи

Итоговое
мероприятие

Октябрь

1 неделя
Вводное
занятие.
«Песня –
душа народа»
2, 3 неделя
«Осень –
дивная пора»
4 неделя
«Настроение в
песенке»
1 неделя
«Расскажи нам
песенки»

Роль музыки, песни в жизни человека.

Выступление на
праздничном
осеннем
развлечении

Ноябрь

2, 3 неделия
«Моя мама –
лучшая на
свете»
4 неделя
«Волшебный
микрофон»
Декабрь

Январь

1,2 неделя
«Город
девства»
3, 4 неделя
«С песней
встретим
Новый год».
Подготовка,
репетиции к
концерту
2 неделя
«Русская зима»
3 неделя
«В гостях у
композитора»
4 неделя

Вокально-хоровая работа. Разучивание песен
про осень.
Научить детей определять характер песни.
Знакомство с ладом.
Знакомство с песенным текстом.
Художественное единство текста и музыки.
Строение песни (куплет, припев, вступление,
проигрыш).
Вокально-хоровая работа. Разучивание песен
о маме.

Знакомство с микрофоном. Формирование
навыков работы с микрофоном, постановки
корпуса и рук при пении в микрофон,
удаление, приближение микрофона.
Вокально-хоровая работа. Разучивание
новогодних песен.
Работа над выразительностью, эмоциями.
Развивать умение у детей петь под
фонограмму. Формирование сценической
культуры пения.

Вокально-хоровая работы. Разучивание песен
о зиме.
Кто сочиняет песни? Песенная импровизация
на заданный текст (окончания песен,
песенных фраз).
Формы и жанры вокальной музыки.

15

Праздничный
концерт к Дню
Матери

Творческий
концерт для
родителей
«Декабрьские
вечера»

Музыкальная
гостиная «С чего
начинается
песенка»

Февраль

Март

Апрель

«От песенки до
оперы»
1 неделя
«Хороводные,
шуточные,
календарные
песни»
2, 3 неделя
«Россия –
Родина моя»
4 неделя
«Госпожа
мелодия»
1, 2 неделя
«Рисуем
голосом»
3,4 неделя
«Весна –
красна»
1,2 неделя
«Что такое
доброта?»
3,4 неделя
«апрельская
капель».
Подготовка,
репетиции
к
отчетному
концерту

Разучивание песен к масленице.

Выступление на
музыкальноспортивном
празднике к 23
февраля

Разучивание песен о папе, дедушке,
защитниках отечества, России.
Работа над звуковедением. Работа над
дыханием. Разучивание песен о маме.
Возможности моего голоса. Работа над
звукообразованием.

Концерт для мам
и бабушек к 8
марта

Разучивание песен о весне.

Песни о дружбе. Работа над
звукообразованием.
Повторение песен к отчетному концерту.

Отчетный
творческий
концерт
«апрельская
капель»

2.2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
Современная семья нуждается в постоянном педагогическом сопровождении. В основу
совместной деятельности семьи и музыкального руководителя заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания детей;
- открытость занятий для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях музыкального руководителя и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье.
Задачи:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития голоса и привития певческих навыков детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной
взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
16

- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Формы работы с родителями:
- посещение родителями открытых занятий;
- индивидуальные и коллективные консультации;
- семейные мероприятия (праздники, конкурсы, семейные вечера, посвященные различной
тематике, на которых воспитанники будут иметь возможность проявить свои музыкальные и
певческие способности);
- оформление информационных стендов для родителей.
Для родителей могут быть оформлены консультации на темы:
1. «Как охранять детский голос»;
2. «О колыбельных песнях и их необходимости»;
3. «Как развивать музыкальный слух у ребенка»;
4. «Музыка и дети, музыкатеропия».

17

3. Организационный раздел
3.1. Организационно-педагогические условия реализации образовательной
программы дополнительного образования
Требования к условиям включают требования к психолого-педагогическим, кадровым,
материально-техническим
и
финансовым
условиям
реализации
дополнительной
общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы, а также к
развивающей предметно-пространственной среде.
Для успешной реализации дополнительной общеразвивающей программы «Вокал»
должны
быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
 Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и
поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и
способностях;
 Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям
недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития
детей);
 Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с
детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего
социальную ситуацию его развития;
 Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к
другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
 Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности;
 Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения;
 Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охранеи
укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
3.2. Методические материалы и средства обучения и воспитания
Методические материалы:
Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: «Лексис», 2005 г. – 48 с.
Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: «ГНОМ-ПРЕСС» 2000 г. – 33 с.
Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного
возраста «Ладушки». – Санкт-Петербург «Невская нота», 2010 г. – 45 с.
Мелодии времен года / Составитель Г.В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998 г. – 44 с.
Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание / вып. № 11. –
М.; 1940 г. – 123 с.
Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет / Составитель Т.М.
Орлова С.И. Бекина. – М.: «Просвещение», 1987 г. – 144 с.
Средства обучения и воспитания:
Материально-техническое оснащение: стенка 4-х секционная, электронное пианино, синтезатор,
музыкальный центр, музыкальная колонка, стерео система, магнитофон, интерактивна панель,
ноутбук, детские стулья расписные, стол маленький «Хохлома стулья взрослые, часы,
музыкальный стул, мольберт стойка под синтезатор; стойка под музыкальный центр; стулья
детские деревянные.
18

Музыкальные инструменты:
Домра детская, балалайка (немая), скрипка (немая), гитара (немая), балалайка, гитара (детская),
металлофон цветной, металлофон 27 цветов, металлофон, металлофон маленький, кастаньеты
маленькие, кастаньеты большие, румба, коробочка, колотушка, трещетка, маракасы,
музыкальные молоточки, ложки большие, бубны, губная гармошка, флейта, рожок, кларнет,
дудочка, труба, дудочка, литавры, треугольники, ритмические палочки, колокольчики,
валдайский колокольчик, трещетки, рубель, бубенцы на ручке, деревянные ложки.
3.3. Учебный план
Первый год обучения
Репертуар
Русские народные песни (с музыкальным сопровождением)
Русские народные песни (без музыкального сопровождения)
Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровождением)
Детские эстрадные песни (под фонограмму)
Песни из мультфильмов (с фортепианным сопровождением)
Песни из мультфильмов (под фонограмму)
Упражнения и попевки
Всего
Второй год обучения
Репертуар
Русские народные песни (с музыкальным сопровождением)
Русские народные песни (без музыкального сопровождения)
Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровождением)
Детские эстрадные песни (под фонограмму)
Песни из мультфильмов (с фортепианным сопровождением)
Песни из мультфильмов (под фонограмму)
Упражнения и попевки
Всего
Третий год обучения
Репертуар
Русские народные песни (с музыкальным сопровождением)
Русские народные песни (без музыкального сопровождения)
Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровождением)
Детские эстрадные песни (под фонограмму)
Песни из мультфильмов (с фортепианным сопровождением)
Песни из мультфильмов (под фонограмму)
Упражнения и попевки
Всего
19

Кол-во
часов
11
5
8
5
7
4
32
72

Кол-во
часов
11
5
8
5
7
4
32
72

Кол-во
часов
11
5
8
5
7
4
32
72

Четвертый год обучения
Репертуар
Русские народные песни (с музыкальным сопровождением)
Русские народные песни (без музыкального сопровождения)
Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровождением)
Детские эстрадные песни (под фонограмму)
Песни из мультфильмов (с фортепианным сопровождением)
Песни из мультфильмов (под фонограмму)
Упражнения и попевки
Всего

20

Кол-во
часов
11
5
8
5
7
4
32
72


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».