I. Общие положения
1.1. Положение о логопедическом пункте МБДОУ детский сад №348
(далее Положение) разработано в соответствии с
- Конвенцией о правах ребенка;
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года
№1155;
- СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций
и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в
условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
- Письмом Минобразования Российской федерации (РФ) «Об
организации работы логопедического пункта общеобразовательного
учреждения» от 14.12.2000 г. № 2;
- Распоряжением Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г.
№ Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психологопедагогическом консилиуме образовательной организации»;
- Распоряжением Министерства просвещения РФ от 6 августа 2020 г. №
Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической
помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
- Уставом МБДОУ - детский сад № 348;
- Основной образовательной программы МБДОУ детский сад № 348.
1.2 Настоящее Положение регламентирует организацию работы и
основные направления деятельности учителя-логопеда в МБДОУ - детский
сад №348, реализующей основную образовательную программу дошкольного
образования
в
группах
общеобразовательной
направленности,
обеспечивающие возможность получения логопедической помощи детям,
имеющим нарушения речи, создание условий для их личностного развития,
педагогической реабилитации, успешной социализации.
1.3.
Логопедический
пункт
открывается
в
Учреждении
самостоятельным решением заведующего Учреждения при наличии
соответствующих
нормативно-правовых,
материально-технических,
программно-методических и кадровых условий с целью раннего выявления и
преодоления отклонений в развитии устной речи детей дошкольного
возраста.
1.4. Для организации деятельности логопедического пункта в штатное
расписание Учреждения вносится должность учителя-логопеда/ педагогадефектолога (из расчёта не более 25 детей, в возрасте 4-7 лет, на 1 ставку).
1.5. Общее руководство и ответственность за деятельностью
логопедического пункта несет заведующий Учреждения.
1.6. Заведующий Учреждения обеспечивает создание условий для
проведения с воспитанниками логопедической работы.
1.7. Деятельность логопедического пункта может быть прекращена по
решению заведующего Учреждения.
II. Цели и задачи логопедического пункта
2.1. Цель деятельности логопедического пункта: своевременное
выявление и коррекция нарушений устной речи детей дошкольного возраста.
2.2 Задачи:
- осуществление диагностики речевого развития детей;
- определение и реализация индивидуальной программы коррекционной
работы с учетом структуры и степени тяжести речевого недоразвития;
- организация взаимодействия с психолого-медико-педагогическими
комиссиями;
- участие в консилиумах МБДОУ;
- организация взаимодействия всех участников образовательных отношений в
реализации комплексного подхода при преодолении речевого недоразвития
детей;
- консультативно-методическая, просветительская работа среди педагогов и
родителей (законных представителей) с целью профилактики речевого
недоразвития у детей, а также для адаптации условий образования к
особенностям развития ребёнка.
III. Комплектование логопедического пункта.
3.1. Комплектование логопедического пункта осуществляется как по
одновозрастному, так и по разновозрастному принципу из числа детей с
нарушениями речи, посещающих Учреждение по приказу заведующего, а
также в течение года по мере освобождения мест на логопедическом пункте.
3.2. Зачисление на логопедический пункт осуществляется на основании
заявления родителей (законных представителей) (Приложение №1 к
настоящему Положению) и заключения психолого-медико-педагогической
комиссии (далее – ПМПК), в соответствии с предельной наполняемостью
п.1.5. настоящего Положения. При наличии свободных мест, дети могут быть
зачислены по решению психолого - педагогического консилиума (ППк)
Учреждения.
3.3. Родителям детей, имеющих общее недоразвитие речи I, II, III уровня
с клиническими диагнозами (дизартрия, ринолалия, алалия), заиканием,
задержкой психического развития рекомендуется прохождение обследования
в ПМПК.
3.4. Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе
обследования
речи
обучающихся.
Логопедическая
диагностика
осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное
диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15
календарных дней каждое.
3.5. Данные об обследованных на логопедическом пункте детях
вносятся специалистом в журнал обследования речи детей, посещающих
Учреждение с целью последующего распределения их по группам в
зависимости от структуры речевого дефекта;
3.6. На каждого зачисленного на логопедический пункт ребенка
заполняется речевая карта.
3.7. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении
логопедической помощи, формируется на основании результатов
логопедической диагностики с учетом выраженности речевого нарушения
обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
3.8. Зачисление обучающихся на логопедические занятия может
производиться в течение всего учебного года.
Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по
мере преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей
конкретного ребенка.
3.9. Зачисление на логопедические занятия обучающихся,
нуждающихся в получении логопедической помощи, и их отчисление
осуществляется на основании распорядительного акта заведующего.
3.10. Решение о завершении коррекционной работы с детьми по мере
устранения у них речевого недоразвития принимается ППк Учреждения.
3.11. В случаях длительного отсутствия положительной динамики
родителям (законным представителям) воспитанника может быть
рекомендовано обратиться в соответствующие лечебно-профилактические
учреждения для обследования врачами-специалистами (невропатологом,
отоларингологом, психиатром и др.) или ПМПК для уточнения
логопедического заключения.
IV. Организация деятельности логопедического пункта.
4.1. Направления деятельности логопедического пункта:
- диагностическое направление (осуществление мониторинга
коррекционного процесса).
- коррекционно-развивающее направление (создание условий для
эффективной коррекции и компенсации недостатков устной речи детей
дошкольного возраста с учётом ведущего вида деятельности).
- информационно-методическое:
а) составление проектов индивидуальных маршрутов коррекции и
компенсации речевых нарушений разной степени тяжести, различной
обусловленности;
б) оказание консультативной помощи педагогам и родителям (законным
представителям);
в) организация взаимодействия всех субъектов коррекционноразвивающего процесса;
г) организация и систематизация методического фонда логопедического
пункта в соответствии с требованиями к его оснащению;
д) сбор информации о деятельности логопедического пункта и анализ
диагностического обследования воспитанников к итоговому педагогическому
совету в Учреждении (и/или по запросу).
V. Формы организации деятельности логопедического пункта.
5.1. Формами организации коррекционно-образовательной работы
являются индивидуальные и подгрупповые занятия, которые проводятся по
соответствующим программам дошкольного образования.
5.2. Периодичность занятий:
-подгрупповое занятие с детьми, имеющими ОНР различной
клинической обусловленности, проводится не менее 3-х раз в неделю;
- с группой детей, имеющих ФФНР и ФНР - не менее 2-х раз в неделю;
- с группой детей, имеющих фонетический дефект- не менее 1 раза в
неделю.
5.3. Продолжительность логопедических занятий определяется в
соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями СанПиН
2.4.1.3049-13 и составляет:
- для детей от 4 до 5-ти лет - 15- 20 минут;
- для детей от 5 до 6-ти лет – 20-25 минут;
- для детей от 6 до 7-ми лет – 25 минут.
5.4. Подгрупповые занятия организуются с детьми одного возраста,
имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения.
5.5. Занятия на логопедическом пункте проводятся в период пребывания
воспитанников в детском саду, в часы свободные от приёма пищи и сна в
режиме дня.
5.6. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях,
оборудованных с учетом особых образовательных потребностей
обучающихся и состояния их здоровья и отвечающих санитарногигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям.
5.7. В рабочее время учителя- логопеда включается непосредственно
педагогическая работа с обучающимися из расчета 20 часов в неделю за ставку
заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная
должностными обязанностями или индивидуальным планом, - методическая,
подготовительная, организационная и иная.
5.8. Консультативная деятельность учителя- логопеда заключается в
формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых
особенностей обучающихся при совместной работе всех участников
образовательного процесса, которая предполагает информирование о задачах,
специфике, особенностях организации коррекционно- развивающей работы
учителя- логопеда с обучающимися.
5.9. При организации логопедической помощи детям младенческого и
раннего возраста занятия могут проводиться в форме консультирования
родителей по вопросам организации деятельности ребенка, создания
предметно- развивающей среды и обеспечения социальной ситуации
развития.
5.10. Наряду с логопедическими занятиями, в вечернее время
проводится индивидуальная работа воспитателя по коррекции речи.
Воспитатель по рекомендации учителя-логопеда/ педагога-дефектолога
планирует свою работу с учётом программных требований и речевых
возможностей детей.
5.11. Ответственность за обязательное посещение воспитанниками
занятий на логопедическом пункте несут учитель – логопед/ педагогдефектолог, воспитатель группы, которую посещает ребёнок и родители
(законные представители).
VI. Участники коррекционно-образовательного процесса.
6.1. Участниками коррекционно-образовательного процесса на
логопедическом
пункте
являются
ребёнок,
родители
(законные
представители), учитель-логопед/ педагог-дефектолог, воспитатели и
специалисты Учреждения.
6.2. Учитель-логопед/ педагог-дефектолог:
6.2.1. Несёт ответственность за своевременное выявление детей с
первичной речевой патологией, качество коррекционного обучения детей с
нарушениями речи.
6.2.2.
Составляет
список
воспитанников,
зачисленных
на
логопедический пункт в соответствии с предельной наполняемостью.
Списочный состав логопедического пункта утверждается заведующим
Учреждения.
6.2.3. Определяет периодичность, продолжительность проведения
занятий на логопедическом пункте в соответствии с пунктами 4.2, 4.3
настоящего Положения. Расписание логопедических занятий утверждается
заведующим Учреждения.
6.2.4. Планирует и проводит коррекционную работу с воспитанниками
по исправлению нарушений в развитии устной речи воспитанников.
6.2.5. Осуществляет отслеживание динамики устранения речевых
нарушений у детей, зачисленных на логопедический пункт. Корректирует
содержание логопедической работы, методы и приемы коррекционной
помощи.
6.2.6. Оказывает консультативную помощь педагогическим работникам,
родителям (законным представителям) ДОУ по преодолению речевых
нарушений воспитанников, информирует о ходе коррекционной работы, дает
необходимые рекомендации.
6.2.7. Способствует повышению педагогической компетентности
родителей (законных представителей), педагогов Учреждения в вопросах
развития и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих нарушения
речи.
6.2.8. Учитель-логопед/ педагог-дефектолог ведет на логопедическом
пункте контрольно-регистрирующую и планирующую документацию,
которая хранится 5 лет и включает в себя:
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования для детей с ТНР;
- Рабочая программа;
- Паспорт логопедического кабинета;
- Журнал обследования речи детей ДОУ;
- Журнал учета посещаемости логопедических занятий;
- Циклограмма рабочего времени на учебный год;
- Расписание коррекционно-развивающей деятельности логопеда;
- Приказы по логопункту;
- Список зачисленных детей на логопедический пункт;
- Заявление о зачислении на логопедический пункт;
- Заявление об отказе зачисления на логопедический пункт;
-Согласие родителей (законных представителей) воспитанников на
обучение ребёнка по Адаптированной основной образовательной программе
дошкольного образования;
- Журнал регистрации детей, нуждающихся в логопедической помощи;
- Журнал движения детей на логопункте;
- Журнал учета логопедических консультаций для родителей и
педагогов ДОУ;
-Перспективный (годовой) план работы учителя-логопеда/ педагогадефектолога на учебный год;
- Аналитическая справка по результатам деятельности учителялогопеда/педагога-дефектолога на учебный год.
VII. Руководство логопедическим пунктом.
7.1. Непосредственное руководство работой логопедического пункта
осуществляется
администрацией ДОУ.
7.2. Руководитель ДОУ контролирует условия, созданные для
функционирования
логопедического
пункта,
результативность
коррекционнообразовательного процесса.
VIII. Материально-техническая база и финансовое обеспечение
работы логопедического пункта.
8.1. Для организации логопедического пункта выделяется помещение,
отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям.
8.2.
Логопедический
пункт
обеспечивается
специальным
оборудованием.
8.3. Другие вопросы функционирования логопедического пункта
Учреждения регулируются Уставом Учреждения, иными нормативными
документами.